В наши дни благотворительность и волонтерское движение стали не только актуальным и масштабным проявлением бескорыстной помощи, но и внутренней потребностью каждого человека, неравнодушного и чуткого к чужой боли.
Более того, многие родители (не только в нашей стране, но и в Европе, и в мире в целом) перешагнули через огромное желание максимально долго оберегать своих детей от информации о болезнях и страданиях людей и позволили им стать, пусть даже на несколько минут, причастными к их судьбам. Несмотря на риск, которому при этом подвергалась тонкая и восприимчивая психика ребенка, в детских сердцах пробудились отзывчивость, тепло и щедрость. Многие современные исследователи настаивают на том, что потребность в милосердии и сострадании заложены в детях от рождения.
Важно не оставлять без удовлетворения эти важнейшие потребности души, делающие человека поистине прекрасным. Необходимо с ранних лет давать ребенку возможность делать добрые дела и участвовать в благотворительности, учитывая при этом уровень его интеллектуального и эмоционального развития, его готовность сострадать людям.
Благотворительность – это не только «отличный фундамент для постройки чего бы то ни было», как писала в своем произведении Луиза Мэй Олкотт, но и мощный внешний фактор, влияющий на всестороннее и гармоничное развитие личности.
Давайте рассмотрим те положительные изменения, которые могут произойти с ребенком, участвующим в благотворительных акциях:
- Милосердие. Ни для кого не секрет, что милосердие является мощной исцеляющей силой, которая оказывает воздействие и на того, по отношению к кому оно проявляется, и на самого человека, совершающего доброе дело. Развивая у детей милосердие, мы помогаем им приобретать внутреннюю готовность прощать, чуткость к проблемам других людей, сострадание и человеколюбие. Бескорыстная помощь способна развить это прекрасное чувство.
- Радость. Кто хоть раз сделал доброе дело, кто участвовал в благотворительных акциях и видел глаза детей (или взрослых), которые обрели невероятно значимую для них помощь, видел глаза, полные волнения, счастья, благодарности и надежды, тот испытал невероятную и ни с чем не сравнимую радость. Как важно, чтобы наши дети знали ее, чувствовали и наполнялись ею!
- Чувство сопричастности. Чувствовать себя членом общества, способным приносить ему благо, является неотъемлемой потребностью человека, наличие которой можно заметить в ребенке с самого раннего возраста (дети испытывают чувство причастности к своей семье, спортивной команде, классу, друзьям и т. д.). Быть тем, кто является важной составляющей в огромном целом, чьи задачи выходят за рамки собственных эгоистичных и сиюминутных потребностей, – это и есть быть человеком. Участие в благотворительных мероприятиях помогает детям испытывать чувство причастности, приобщаться к общему делу во благо нуждающихся.
- Чувство собственной значимости. Детям важно чувствовать себя нужными не только своим родителям и близким, но и совершенно незнакомым людям, помогая которым, они ощущают свою пользу и свои возможности.
- Чувство уверенности в себе. Принимая бескорыстное участие в чьей-то жизни и видя его результаты, дети позитивно оценивают свое решение и себя в целом, что придает им уверенность для достижения других не менее важных целей. Благотворительность помогает самооценке ребенка развиваться в правильном направлении, показывая, что его действия имеют положительное значение.
- Благодарность. Благотворительность часто сопряжена с болью и страданиями другого человека, лишениями и другими материальными трудностями. Когда ребенок принимает участие в благотворительных акциях, он в той или иной степени анализирует и сравнивает положение нуждающегося ребенка (или взрослого) и свое собственное и, как правило, делает вывод о том, что его жизнь хороша. В его сердце рождается благодарность родителям, близким, друзьям. В свою очередь, благодарность позволяет ему испытывать чувство удовлетворения от того, что он имеет, а значит, и радость жизни. Многие исследователи связывают чувство благодарности с успешностью человека.
- Здоровье. Дети, приобщившиеся к волонтерству и другим формам благотворительной деятельности уже в раннем возрасте, обладают более крепким физическим здоровьем по сравнению со сверстниками. Вероятно, они испытывают больше положительных и меньше отрицательных и травмирующих эмоций, сказывающихся на телесном здоровье человека.
- Социальные навыки. Участие в благотворительных акциях позволяет ребенку находить единомышленников, инициировать важные темы для обсуждений и эффективно общаться со сверстниками, приобрести авторитет и уважение.
- Социальная ответственность. Развитие социальной ответственности характерно для детей старшего возраста, поскольку требует определенного уровня личностной зрелости. Однако именно социальная ответственность часто определяет статус человека в обществе, в деловых кругах, семье и т. д. Участие в благотворительных акциях дает ребенку возможность приобщиться к решению определенных социальных проблем и понять свое место в жизни.
- Основы принятия будущих решений. Неоднократная бескорыстная помощь людям, к которой ребенок приучается с детства, закладывает в нем основы, которые в будущем помогут ему принимать верные решения, опираясь не на свое эгоистичное видение ситуации, а на целесообразность для семьи, коллектива и общества в целом.
- Основы финансовой грамотности. Так или иначе, различные формы благотворительности подразумевают финансовые вложения, будь то вещи, продукты или непосредственно деньги. Ребенок, привыкший с детства выделять часть средств из своей копилки и приученный к тому, что пожертвование – это незыблемая часть его расходов, приобретает грамотное отношение к деньгам и сможет во взрослом возрасте правильно распределять свои доходы.
- Профилактика девиантного поведения. Согласно исследованиям, дети, участвующие в благотворительной деятельности, менее склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, более социально адаптированы и эмоционально уравновешенны.
Несомненно, несмотря на врожденный дар милосердия и сострадания, дети нуждаются во вдохновении и определенном побуждении к участию в благотворительных акциях, ответственность за предоставление которых лежит на родителях. Здесь важен не только личный пример, но и мягкие, деликатные пояснения, которые помогут ребенку осознать свою потребность сделать хорошее, доброе дело.
Например, если вы решили принять участие в благотворительной акции, целью которой является сбор средств для помощи больным детям, вы можете сказать своему ребенку: «Эти деньги мы перешлем деткам, которые сейчас болеют и нуждаются в нашей помощи. Теперь они смогут выздороветь намного быстрее».
Самое главное – не забывать о том, что любая посильная помощь бесценна. «Малые услуги, оказываемые вовремя, являются величайшими благодеяниями для тех, кто их получает», — сказал философ Демокрит.