Воспитание детей в наши дни словно мчится на головокружительной скорости. Мало того, что работа по уходу за ребенком представляет собой большую ответственность, она должна согласовываться с напряженным графиком основной работы, графиком ухода за домом и временем, которое нужно уделить отношениям с другими членами семьи, друзьями и знакомыми.
Более того, родители находятся под постоянным и беспощадным прессингом вопроса, делают ли они все возможное, для того чтобы их ребенок развивался и учился наилучшим образом.
Естественный ход развития и обучения малыша усложняется не всегда результативными поисками ответов на вопросы, которые ставят перед родителями рекламные кампании различных методик, хорошие и плохие примеры сверстников, а также поставщики быстрых воспитательных и образовательных решений, которые утверждают, что их предложение обязательно сделает вашего ребенка умнее.
Часто такие быстрые решения выдаются за «последние достижения науки о человеческом мозге», которые нужно предпочесть традиционному способу обучения. Увлечение подобными решениями и техниками может превратить удивительный и ничем не заменимый опыт развития детей в бешеную гонку за тем, чтобы втиснуть в мозг малыша как можно больше знаний, похитив радость и удовольствие от размеренного общения с родителями.
Что действительно делает вашего ребенка умнее?
Если у вас есть двадцать минут, чтобы провести время с ребенком для его развития, и вам трудно выбрать, чем именно их наполнить: совместным чтением книг, беседой, игрой или быстрыми решениями типа «Как сделать ребенка умнее», предложенным на DVD, не сомневайтесь, что последний вариант является самым проигрышным.
Научные исследования, сравнивающие эти мероприятия, неизменно доказывают, что чтение, беседа и игры намного превосходят обучение с помощью быстрых решений. Самым коварным подвохом в описанном выборе является то, что, когда родителям задавали вопросы о способах, которые сделали их ребенка умнее, большинство из них отвечали, что быстрые решения были лучше, хотя прямые исследования способностей детей доказывали обратное.
На самом деле, родители – самые лучшие учителя своих детей. Последние исследования доказывают, что быстрые решения обучают ребенка гораздо слабее, чем естественное родительское воспитание.
Мигающие буквы на экране компьютера кажутся более современными и научными, чем старомодные объятия родителей и детей за чтением на диване. Но мигающие буквы не учат малыша понимать реальный мир, а также значение слов и фраз в повествуемой истории, не учат «читать» иллюстрации и рассуждать о хитросплетениях сюжетной линии.
Более того, «вбивание» букв в мозг ребенка с помощью компьютера не поддерживает и не укрепляет эмоциональную связь между ним и родителями и не обеспечивает позитивный опыт обучения, который дает совместное чтение за чашкой вкусного какао, удобно расположившись на мягком диване.
Чем проще, тем лучше!
Повседневная деятельность, которая является частью ухода за вашим ребенком, является очень мощным средством развития мозга. Простые вещи, такие как разговор с ребенком в то время, когда вы меняете ему подгузники, моете, переодеваете, простые игры с ним и самое главное – время, проведенное за рассказом простых историй, пение колыбельных и чтение книг сделают для развития мозга ребенка гораздо больше, чем любое горячее предложение быстрых решений в виде компьютерных программ или программ на DVD.
Например, научные исследования показали, что, когда мать улыбается и разговаривает с новорожденным или младенцем, это закладывает у него основы для развития языковых и речевых навыков, так как заставляет мозг ребенка воспринимать процесс речи и коммуникации. Кроме того, малыш, улыбаясь и отвечая вам (когда он лепечет или издает радостные звуки), закладывает фундамент формирования основ социальных навыков и здорового эмоционального развития.
Обнимая ребенка в кресле во время повествования простой истории или чтения красочной книги, вы укрепляете его естественную любознательность и в то же время закладываете основу для любви к чтению и обучению на всю жизнь. В противоположность этому, двумерное «развитие мозга» с помощью программ, компьютерных игр или DVD не сможет заменить эмоциональную привязанность или богатый мир взаимодействия родителя и ребенка. Все эти современные возможности – лишь вспомогательные средства, дополняющие, но не заменяющие истинные инструменты развития малышей.
Следуйте за детьми
Вместо того чтобы пуститься в другую крайность, такую как невмешательство в воспитание, которое предоставляет ребенка самому себе или его не всегда наилучшему окружению, постарайтесь уловить ключевой компонент здорового воспитания: уделяйте внимание актуальным вопросам, которые волнуют ребенка, и реагируйте на его потребности развития естественно и интуитивно.
Вместо того чтобы заставлять ребенка обучаться по ускоренным методикам «развития мозга», которые относятся к нему как к испытуемому в условиях лабораторного эксперимента, просто следуйте интересам вашего малыша. Это автоматически будет гарантировать, что то, что ему интересно, наилучшим образом поспособствует развитию его мозга в данный момент.
В свою очередь, это развивает мышление и улучшает навыки решения проблем, а также помогает сформировать реальную уверенность в себе и устойчивость к невзгодам.
Короче говоря, разговаривая, играя и читая вместе с вашим ребенком, вы сможете естественно и интуитивно добиться того, что он станет умнее, счастливее и здоровее с эмоциональной точки зрения.
И ваш ребенок, и вы сами получите много радости и удовольствия на этом пути!