Как научить чтению в увлекательной форме – Развитие ребенка

Как легко и просто научить ребенка читать? Некоторые дети начинают интересоваться буквами уже буквально с первых дней пребывания в детском саду. Практически без всяких проблем они самостоятельно осваивают азы чтения. Большинство же малышей, стоя в начале пути в увлекательный мир букв, нуждаются в небольшой поддержке родителей. В этой статье вы найдете подсказки, которые помогут вам сделать так, чтобы ваш ребенок начал читать быстро и без стрессов.

Поиграйте с ребенком в игру, которая поможет ему научиться читать

Итак, как же научить ребенка читать так, чтобы он не чувствовал давления на себя? Помните: обучение чтению должно быть веселым и увлекательным! В книжных магазинах и магазинах игрушек представлено большое количество игр и других пособий, призванных помочь ребенку обучиться читать. Но ведь многие из них вы можете сделать дома, вместе со своим малышом. Дети любят мастерить что-то с родителями, а значит, для них это будут приятные моменты, усиливающие вашу родственную связь. Не исключено, что ваш маленький ученик уже во время вырезания и приклеивания определенных элементов научится читать много новых слов!

Большинство этих игр основано на одном и том же принципе соединения букв или целых слов с изображением на картинке. Версий очень много, конкретный выбор в первую очередь зависит от того, на каком уровне обучения в настоящее время находится ваш ребенок.

Если он еще не знает букв и испытывает трудности в том, чтобы хотя бы на мгновение сосредоточить на них свое внимание, начните с самой простой версии: вырежьте из газет или старых книжек-раскрасок картинки, названия которые будут понятны ребенку и не вызовут никаких проблем: роза, лошадь, слон, собака, кошка, чашка и т. д.

Приклейте их на картонки, которые по размеру будут на 2–3 см больше, чем сами картинки. Вы можете нарисовать их сами. Ребенок наверняка с удовольствием поддержит это начинание, рисуя, например, цветочек, мяч или солнце. Иллюстрации не должны быть идеальными, важно, чтобы было понятно, что на них изображено, а также, чтобы вы оба во время их создания отлично повеселились.

Далее на каждой картинке напишите букву, на которую начинается ее название. «С» на картинке с собакой, «Т» – с телефоном, «Д» – с домом и т. д. На других картонках (они могут быть другого цвета) напишите только буквы, по одной на каждой, без каких-либо изображений. Задача ребенка состоит в том, чтобы подобрать картонке с картинкой идентичную пару в виде картонки с буквой. Эта простая игра обратит внимание малыша на внешний вид букв, поможет запомнить и связать их с конкретными словами. Когда вам надоест подбирать пару из нескольких предложенных, вы можете соединить все картонки и перемешать их, а потом играть по памяти, также отыскивая пару.

Следующий этап обучения чтению

Этот этап уже чуть сложнее. В виде известных нам уже картонок без картинок напишите не первые буквы, а целые слова и попросите, чтобы малыш связал их с иллюстрациями. Можно попробовать другой вариант: подпишите картинки целыми словами, а на чистые картонки перепишите их названия, но не целым словом, а по одной букве на картонке. И попросите ребенка сложить их название, как пазл, глядя на подпись под картинкой в качестве образца. Сначала давайте ему только одно изображение и соответствующие ему буквы, потом, когда он уже с легкостью будет выполнять это задание, дайте 2–3 картинки и перемешанные буквы к ним. Это прекрасный способ улучшить навыки анализа и синтеза, необходимые для чтения.

Картонки, подписанные целыми словами, могут также использоваться для игры в словесное домино. Вы должны располагать картонки одну за другой так, чтобы следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего, например: цветок – кошка – акула – арбуз – зебра…

Обучение чтению от прочтения букв к целым словам

В процессе обучения чтению важны терпение и систематичность. У многих детей возникают проблемы с прочтением определенной последовательности букв в виде целого слова. Вслух они могут произносить даже самое трудно выговариваемое слово, но не справляются с тем, чтобы соединить его по буквам. А еще читают так, как учили называнию каждой буквы – «зэ», «эл», «тэ». Вместо «золото» читают «зээлотэо», вместо «кактус» – «каакатэуэс». У некоторых этот этап может длиться в течение нескольких месяцев.

Не кричите на ребенка, не пугайте его. Спокойно повторяйте слово, которое он только что прочитал, только в правильной форме. И ни в коем случае не отбивайте у него желание читать. Чем чаще он будет соприкасаться с буквами, тем быстрее чтение перестанет представлять для него какую-то сложность. Старайтесь, чтобы это не было для него стрессом, а лишь удовольствием и радостью.

Используйте книги для малышей, специально предназначенные для обучения чтению. Они имеют манящие, красочные иллюстрации и рассказывают особые истории, в которых много коротких слов и мало сложных для произношения буквенных сочетаний (фт, шт, чт, тш…), затрудняющих чтение начинающим читателям. Вы можете сами прочитать все предложение, а потом показать ребенку какое-то слово и попросить, чтобы он прочитал его самостоятельно. Можно читать по очереди: одно слово вы, одно малыш.

У многих детей в возрасте 5–6-ти лет есть какая-то любимая сказка. Каждый день они просят ее прочесть, знают ее на память, исправляют родителя, когда тот пропускает или меняет какие-то слова. Если у вашего ребенка тоже есть любимый рассказ или сказка, читая ее, специально оговаривайтесь время от времени, после чего просите ребенка, чтобы он проверил вместе с вами текст. Например, имел ли замок семь башен или, может быть, их было четыре, или платье принцессы было золотого цвета или все же серебряного, и т. д. Оставляйте для ребенка книжку на кровати, на столе, на сидении в машине. Скорее всего, в какой-то момент он откроет ее и начнет делать вид, будто читает, воссоздавая историю по памяти. А уже через какое-то время начнет читать на самом деле.

Метод слогов ускоряет обучение чтению

Чтобы избежать сложностей со складыванием букв в слова, можно попробовать метод «целого слова», то есть показывать ребенку картинку с подписью и читать это название вслух. Ребенок должен одновременно видеть бабочку, слышать слово «бабочка» и смотреть на буквы, из которых оно состоит.

Также в последнее время в обучении чтению очень популярным стал метод слогов, который облегчает и ускоряет этот процесс. Речь идет о том, чтобы не учить ребенка читать буквы как «зэ/з», «эс/с», «эл/л», а сразу показывать ему слоги. На первом этапе необходимо читать или говорить ребенку слова, состоящие из нескольких слогов, и просить при этом постараться почувствовать их ритм. Делим слова, произнося «по-го-да», «со-ба-ка». Потом записываем на картонках слоги и складываем из них слова вместе с ребенком.

Формы могут быть различными: можно приклеивать слоги на кубики, картонки, пустые бутылки от напитков, разрезать пополам бумажные тарелки и на каждой половинке (или трети) написать слог или играть слогами в домино. Для начала избегайте соседства двух или трех согласных или гласных. Прямые, открытые слоги типа «зи-ма», «во-да», «ка-ша» на первом этапе будут наилучшим вариантом.

Если вы проявите терпение, творческий подход и позитивное отношение, ваш ребенок уже очень скоро научится читать, и вы уже не сможете оторвать его от книг!

.