Ваш ребенок испытывает сильный дискомфорт в местах большого скопления людей? Вы пытаетесь помочь ему наладить общение со сверстниками, но всё впустую? Ребенку трудно играть в командные игры?
Расстройства социального поведения могут быть связаны с синдромом Аспергера. Рассмотрим основные проявления данного нарушения развития и попытаемся понять, как помочь ребенку, который им страдает.
Что такое синдром Аспергера
Синдром Аспергера – одно из расстройств аутистического спектра. Это нейробиологическое нарушение, вызывающее трудности в социальном взаимодействии, коммуникации и развитии когнитивной сферы ребенка. В большинстве случаев врачи могут диагностировать синдром Аспергера в возрасте от 5 до 9 лет.
Классическая триада симптомов синдрома Аспергера:
- коммуникативно-социальные проблемы;
- сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
- дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.
Симптомы синдрома Аспергера у детей до 5 лет
У маленьких детей симптомы данного нарушения проявляются не настолько явно, как в старшем возрасте. Но родителям следует быть внимательными к следующим признакам.
- Трудности в общении. У детей с синдромом Аспергера зачастую нет проблем в развитии речи или словарного запаса. Трудности возникают тогда, когда ребенок пытается инициировать общение с другими людьми или выразить свои мысли. Например, он может начать говорить, не убедившись, что его слушают.
- Проблемы в групповом взаимодействии. У ребенка возникают трудности с выполнением групповых задач. Это включает в себя простейшие занятия, такие как совместное чтение книги вместе с родителями, настольные игры и другие. Ребенку подобные задачи оказываются не под силу.
- Ребенок не указывает на предметы. В возрасте от года большинство детей могут указывать на предметы, тем самым выражая свои потребности. Дети с синдромом Аспергера не могут это сделать или приобретают данный навык в более позднем возрасте.
- Проблемы с жестикуляцией. Ребенку с синдромом Аспергера чрезвычайно трудно использовать простейшие жесты, например, махать рукой. Навык жестикуляции развивается у него с опозданием. Обычно жесты включают ребенка в социальное взаимодействие с окружающими. Но дети с синдромом Аспергера этого не любят, что объясняет задержку в развитии жестикуляции.
- Недостаточная развитость невербальной коммуникации. Большинству детей с синдромом Аспергера трудно установить зрительный контакт. Им тяжело даже выразить свои эмоции с помощью мимики. В некоторых случаях они используют необычные телодвижения и жесты.
- Задержка развития моторики. У детей с синдромом Аспергера с трудом развивается моторика. Возможны задержки в развитии моторики или полное его отсутствие. Вы можете заметить, что ребенок ходит на цыпочках, его сложно приучить к горшку или научить играть с мячом. Со стороны такие дети кажутся неуклюжими или не сконцентрированными на том, что они делают.
- Чрезмерная чувствительность. Дети с данным заболеванием слишком чувствительны к свету и звукам. Иногда они обладают повышенной чувствительностью к прикосновениям, в том числе и к различным тканям.
- Сложности в различных социальных ситуациях. Детям с синдромом Аспергера трудно взаимодействовать с окружающими, например, играть во дворе с другими детьми. Родителям следует помнить о том, что иногда данный признак свидетельствует о недостаточно развитых навыках общения. Это временное явление, не требующее вмешательства. Следите за поведением ребенка, поощряйте его игры со сверстниками. Вовлекайте его в занятия, которые помогут достичь необходимого уровня развития навыков.
Если вам кажется, что у вашего ребенка недостаточно развиты необходимые для его возраста навыки, или у него проявляются вышеупомянутые симптомы, проконсультируйтесь с педиатром.