Школьное образование сосредоточено на занятиях гуманитарными и точными науками. На уроках ребенок может узнать много нового. Однако о том, как нужно учиться, как повышать эффективность обучения и сделать так, чтобы все было проще и интереснее, более запоминающимся и надолго сохраняющимся в памяти, скорее всего, ребенок так и не узнает. По крайней мере, не в школе, уж точно.
А ведь стоит показать ребенку, что большое значение имеет то, когда учиться, в каких условиях, что обучение под аккомпанемент телевизора или громкой музыки не будет эффективным и что перерывы в изучении новой информации так же важны, как и время повышенной концентрации внимания. Но на поверку чаще всего выбираемыми стратегиями обучения являются многократное чтение текста, попытки запомнить его «слово в слово» без глубокого понимания смысла, изучение большого количества материала за один раз, отсутствие повторений и недостаточное количество сна – и это всего лишь часть наиболее часто повторяемых ошибок.
Но как, собственно, должно выглядеть эффективное обучение?
Во-первых, необходимо объяснить ребенку, что обучение не является процессом воспроизведения, в котором речь идет только о том, чтобы «вгрызаться» в заданный материал. Как показывают многочисленные исследования, чем больше мы вкладываем в изучение своего воображения, чем больше чувств и эмоций вовлекаются в процесс запоминания, тем более эффективным будет обучение. Участие в процессе учебы воображения приводит к тому, что ум запоминает информацию в двух «кодах» – вербальном и визуальном (образном), что значительно повышает вероятность запоминания.
Как доказал невролог Манфред Спитцер в своей книге «Как мозг учится», чрезвычайно важным вопросом является включение в процесс обучения эмоций, что противоречит стереотипному разделению на интеллект и эмоции, и говорит об их синергии в процессе познания. «Наиболее длительно и прочно сохраняется в памяти та информация, которая была получена в положительном эмоциональном контексте», – утверждает ученый. В процессе запоминания весьма полезным инструментом также является так называемый эффект «по отношению ко мне». Он заключается в том, что легкость запоминания, а также прочность знаний тем больше, чем больше усваиваемый материал касается непосредственно нас самих и нашего опыта.
Помимо активного, многогранного подхода к обучению стоит также познакомить ребенка с проверенными методами, облегчающими запоминание. Среди прочего к ним относятся разного рода мнемотехники и карты мыслей (интеллект-карты/диаграммы связей). Запоминание материала, особенно обширного, сложного и содержащего много несвязанной друг с другом информации, может, с одной стороны, быть трудным и отбивать желание к обучению, а с другой – забирать много времени. В таких случаях желательно применять различные мнемотехники, они могут не только ускорить усвоение информации, но и предоставят ключ, с помощью которого ребенок легче получит доступ к информации в тот момент, когда это будет необходимо.
К наиболее известным мнемотехникам относятся:
- метод цепочки ассоциаций (метод ассоциаций), который заключается в создании истории, в которой слова, требующие запоминания, являются ключевыми элементами сюжетной линии;
- метод перекрытия, заключающийся в запоминании новой информации на основе уже имеющейся;
- метод мест (метод римской комнаты) – еще одна популярная мнемотехника, которая, как гласит легенда, применялась еще в Древнем Риме; она заключается в присвоении запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате;
- метод рифмы – мнемотехника, подразумевающая создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
Карта мыслей (интеллект-карта) – это созданная Барри и Тони Бьюзенами техника альтернативной записи информации, еще один способ усвоения информации, с которым стоит ознакомить вашего ребенка. По словам разработчиков, в отличие от традиционного способа записи – линейного письма, которое активизирует только левое полушарие мозга, создание интеллект-карт задействует также и правое полушарие и способствует синергической совместной работе их обоих, усиливая эффективность запоминания.
К сожалению, как показывает кривая забывания (кривая Эббингауза), уже спустя день забывается около 50 % информации, независимо от того, в какой степени был усвоен материал. Наиболее эффективным способом фиксирования информации являются повторы, регулярность которых в значительной степени увеличивает шансы прочного запоминания. Оптимально для наилучшего запоминания материала повторять его со следующей частотой:
- через 5–10 минут после завершения занятий;
- через час;
- через двое суток;
- через неделю;
- через месяц;
- через полгода.
Эффективное обучение – это не только штудирование книг и регулярное повторение материала, но и факторы, которые, казалось бы, не имеют ничего общего с обучением. На хорошую работу мозга, как и всего организма, значительное влияние оказывают правильно сбалансированная диета и физическая активность. Для того чтобы мозг хорошо функционировал, необходимо поддерживать разнообразие ежедневного меню, чтобы в нем было достаточно цельных зерновых продуктов, злаков, орехов, свежих фруктов и овощей, а также продуктов, богатых жирными кислотами омега-3, таких как льняное масло, льняное семя, грецкие орехи или семена испанского шалфея.
«Ты есть то, что ты ешь», – говорил Гиппократ. Сейчас появляется все больше исследований, которые однозначно указывают на прямую зависимость между правильной работой мозга и питанием. Например, из исследований, проведенных в университете Западного Лондона, видно, что стакан воды натощак ускоряет работу мозга на 14 %! В свою очередь, исследования свойств жирных кислот омега-3, проведенные Лоуренсом Дж. Валлеем, подтверждают их положительное влияние на когнитивные функции, включая память, концентрацию внимания, восприятие и речь.
Физическая активность имеет такое же большое значение для поддержания мозга в отличной форме, как и диета или интеллектуальная деятельность. Проведенные в последние годы исследования показывают, что йога, бег, командные виды спорта, аэробика и даже жонглирование оказывают положительное влияние на головной мозг и способствуют гибкости ума. Например, новейшие исследования Лауры Хаддок-Хейман из Иллинойского университета показали, что физически тренированные дети имели более выраженные волокнистые и компактные участки белого вещества мозга, чем дети, которые не были так физически развиты. Это очень важно, так как чем более компактно белое вещество, тем более эффективно действие нервных соединений, а значит, в свою очередь это приводит к лучшему процессу запоминания и лучшему функционированию внимания.
Обучение может быть для ребенка приятным и в то же время эффективным – достаточно лишь ознакомить его с некоторыми принципами, которые помогут оптимизировать обучение. Стоит также помнить и о гигиене обучения, т. е. о подготовке соответствующего рабочего места, заботе о достаточном количестве сна и правильном питании, а также о необходимом количестве движений – все это должно в сравнительно короткое время принести неожиданно позитивные результаты.