Все мы сталкиваемся с трудностями и ограничениями. Но всегда есть люди, которым тяжелее, чем нам. Поэтому, несмотря на наши собственные проблемы, мы должны замечать их, сопереживать им и по возможности помогать.
Для того чтобы ребенок мог понять состояние нуждающегося человека или человека, испытывающего большие трудности, предложите ему сыграть роль тех людей, которых мы часто встречаем в повседневной жизни.
Записывайте и разбирайте все сложности, тяготы и эмоции, связанные с каждой конкретной ситуацией. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал на себе, какую реакцию вызывает проявление сострадания к человеку (наша эмпатия по отношению к нему), и благодаря своему новому игровому опыту в дальнейшем действовал несколько иначе, встретив людей, роли которых он исполнял.
Ролевая игра № 1. Каково человеку с переломом руки
Рано утром возьмите атласную ленту или обычный бинт и забинтуйте правую руку ребенка в согнутом положении под углом 90º, как это обычно бывает в таких ситуациях. Используйте также широкую ленту в качестве перевязи, она будет удерживать руку в горизонтальном положении.
Пускай ребенок продолжает проводить свой день как обычно, но с повязкой на руке. В результате он на собственном опыте поймет, что при этом трудно:
- Одеваться с помощью одной руки.
- Расчесывать волосы левой рукой (девочке) и укладывать их без помощи правой.
- Играть в видеоигры с помощью одной левой руки (мальчику).
- Поднимать одной рукой такие громоздкие вещи, как корзина для белья или стул.
- Пропустить занятия по плаванию в бассейне из-за забинтованной руки.
- Завязать шнурки одной левой рукой и т. д.
После дня, проведенного в ролевой игре, предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка со сломанной рукой»:
- Помогу ему собрать книги и понести школьный рюкзак.
- Открою или придержу для него дверь.
- Помогу ему завязать шнурки.
- (Девочка) Помогу однокласснице расчесать и уложить волосы после прогулки.
- Спрошу, не болит ли его рука сегодня, и пожелаю ему скорейшего выздоровления.
Ролевая игра № 2. Каково слепому или слабовидящему человеку
Ребенок надевает темную повязку на глаза и пытается в сопровождении взрослого выполнить хотя бы малую часть того, что он делает ежедневно, в том числе и за пределами дома, например, на детской площадке.
Побывав в роли слепого или слабовидящего человека, ребенок осознает, что:
- На тебя постоянно обращают пристальное внимание.
- Ты должен часто просить о помощи.
- Ты можешь не знать, над чем смеются люди, и думать, что они смеются над тобой.
- Никто не хочет с тобой играть.
- Трудно найти и собрать школьные принадлежности и т. д.
После дня, проведенного в ролевой игре, предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка, который не видит или видит очень плохо»:
- Не буду изумляться и глазеть на него, даже если он меня не видит. Вместо этого я буду ему улыбаться.
- Спрошу, не хочет ли он поиграть со мной, потому что есть еще много игр, в которые можно играть вместе.
- Спрошу у него, не требуется ли ему моя помощь в чем-либо.
- Если вокруг будет происходить что-то забавное, я расскажу ему об этом, чтобы он не подумал, что другие дети смеются над ним.
Ролевая игра № 3. Каково человеку, которому нечего есть
Предложите ребенку добровольно отказаться от завтрака или обеда для того, чтобы лучше понять тех детей, которые часто оказываются в такой ситуации. В этом случае он поймет на собственном опыте, что:
- Ему все время хочется есть.
- Он смотрит на еду других людей, и ему хочет съесть хотя бы кусочек того, что они едят.
- В животе постоянно урчит.
- Появляется раздражительность.
После такого опыта предложите ребенку сделать выводы из серии «Что я буду делать в следующий раз, когда увижу другого ребенка, который нуждается в еде»:
- Частично или полностью отдам ему свой школьный завтрак или другую еду.
- Буду внимателен и терпелив к нему, потому что у него урчит в животе, и он, вероятно, раздражителен.
В завершение цикла ролевых игр, объясните ребенку, что эмпатия и сострадание означают:
- Понимать то, что чувствует другой человек.
- Заботиться о других посредством добрых мыслей, слов и поступков.
- Помогать и отдавать.
- Слушать и быть терпеливым.