Как научить малышей азам научного познания – Развитие ребенка

Основные положения:

  • Занятия наукой развивают у малышей навыки исследования и наблюдения.
  • Большинство детей любят науку, потому что получают большое удовольствие от возможности взглянуть на мир как-то иначе.
  • Существует множество всевозможных видов деятельности, к которым можно прибегнуть в домашних условиях для укрепления и развития любознательности вашего ребенка.

​Дети рождаются учеными

Дети любознательны по природе своей. Они ежедневно смотрят на окружающий мир и развивают собственные идеи о том, что видят и слышат. Мы хотим, чтобы каждый ребенок и каждый взрослый на протяжении всей своей жизни испытывали чувства изумления, любознательности и открытия, чтобы каждого из нас никогда не покидало желание познавать этот мир снова и снова. Вот почему так важно прививать любовь к науке уже с малых лет ребенка.

Что происходит в первом классе школы

На первом году обучения ребенок учится придумывать собственные теории о том, почему происходят те или иные явления, проверять эти идеи на практике и искать ответы на свои вопросы в различных источниках – у руководителей кружков, учителей, других взрослых, в книгах или Интернете. В школе внимание ребенка акцентируют на том, что любознательность невероятно важна для науки.

Любознательность помогает ребенку и во многих других областях – она способствует развитию навыков наблюдения, решения задач и самостоятельных исследований. Все они полезны при изучении других школьных предметов, таких как математика, родной язык, изобразительное искусство.

Учитель научит ребенка наблюдать, определять и описывать подобные, схожие между собой явления, пользуясь такими характеристиками, как размер, форма, цвет и вес. Также учителя учат детей сортировать вещи по категориям; объясняют, что предметы и явления не всегда ведут себя так, как мы ожидаем, и что зачастую наука генерирует больше вопросов, чем дает ответов. Частью учебного процесса ребенка в школе непременно станет проведение простых экспериментов для проверки различных теорий.

Что нужно предпринять родителям в дополнение к будущим школьным занятиям?

Большинство детей увлечены наукой, потому что это наглядное и веселое занятие. Чтобы помочь ребенку открывать, исследовать и развивать свое воображение, вам вовсе не нужно обладать особыми научными знаниями. Далее описаны некоторые советы и виды деятельности, которыми вы можете заниматься с ребенком у себя дома:

Времена года

Наука исследует мир вокруг нас. Например, осенью, когда листья опадают с деревьев и ложатся на землю, вы можете воспользоваться этим прекрасным периодом для обсуждения различных времен года. Кто из нас не любит собирать разноцветные листья и валяться в их пушистых кучах, подбрасывая охапки листьев и наслаждаясь процессом?!

  • Попросите ребенка собрать самые разные листья, а затем рассортировать их по форме. Все ли они одинаковые? Чем они отличаются? В чем они схожи? Все ли они одного цвета? Одинакового ли размера?
  • Пока ребенок получает удовольствие, сортируя и описывая то, что он нашел, вы можете рассказать ему о том, что существуют четыре времени года – осень, зима, весна и лето. Поговорите об изменениях, которые происходят в природе,: зимой, как правило, холодно, летом тепло и мы можем плавать в водоемах, весной много дождей и это время цветения множества растений и т. д.

​Живое и неживое

Наука делит мир на живые и неживые предметы.

  • Попросите ребенка собрать в парке три живых и три неживых предмета.
  • Ваш ребенок может не сразу понять разницу между живым и неживым. Вы можете подсказать ему некоторые характеристики живых предметов – рост, движение, необходимость воздуха, воды и пищи, размножение. А как насчет речи и дыхания? Может показаться, что они необходимы для жизни, но так ли это? Поразмышляйте над этим вместе.
  • Задавайте ребенку вопросы об окружающих предметах. Камень – это живой предмет? А речная галька? А морские раковины? Цветочные горшки? Кирпичи? А домашнее животное?
  • Наградите ребенка за усилия при сборе материала. Помогите ему правильно причислить предметы к категориям «живых» или «неживых». Будьте осторожны: ребенок может найти насекомых или пауков, поэтому иногда стоит ограничивать список материалов, допустимых для исследований.

​Категоризация и классификация

Наука построена на изучении мира на основе классификации.

  • Попросите ребенка помочь вам рассортировать продукты, которые вы купили в магазине, по цвету, размеру, форме или весу. Превратите это занятие в веселую игру и обсудите, как различными способами можно описать предметы в зависимости от выбранной категории. Предметы с одинаковым весом могут отличаться по цвету, размеру или форме. Предметы одинакового размера, могут иметь различные формы или вес.
  • Попросите ребенка собрать в доме пять мягких или пять жестких предметов. Пусть он в процессе поиска задействует все свои чувства – зрение, слух и осязание, и с их помощью определит, мягкие это предметы или жесткие. Затем пусть ребенок рассортирует найденные предметы по размеру, цвету или весу. Поговорите с ним о том, как предметы одной категории – твердые или мягкие – можно отнести к разным категориям по размеру, цвету или весу. Затем помогите ребенку нарисовать найденные предметы в соответствии с тем, как он «классифицировал» их.

​Измерение

Наука основывается на тщательных и точных измерениях.

  • Определите место в вашем доме, где ребенку будет позволено сорить столько, сколько ему захочется.
  • Пусть он использует песок, рис, гальку, сахар, воду, все что угодно, чтобы отмерять определенное количество различных материалов в разные по форме контейнеры.
  • Вместе понаблюдайте за тем, как одинаковое количество материала воспринимается по-разному, когда мы меняем его различные формы и размеры. Такая деятельность идет рука об руку с развитием математических навыков ребенка.

​Наблюдение

Наука основывается на наблюдении явлений и предметов и предположениях о том, что при этом происходит. Когда ребенок ожидает окончания наблюдений, иногда достаточно долго, это развивает его терпение.

  • Попросите ребенка посидеть тихо, посмотреть вокруг, слушать и понаблюдать за местом, где он находится.
  • Поговорите о различных предметах, которые можно наблюдать и слышать. Слышит ли ребенок пение разных птиц? Видит ли он различные деревья, листья или растения? Похожи ли стволы деревьев или листья друг на друга?
  • Можно даже провести легкое соревнование, в котором примет участие вся семья, и вручить приз тому, кто услышит и увидит наибольшее количество предметов и явлений.
  • Ребенок может записывать свои открытия и придумать рассказ об окружающей среде своего района на основе собственных наблюдений.
.