В нашей насыщенной жизни легко забыть о том, что дети испытывают потребность в деятельности, которая свойственна им по природе, – в занятиях на игру воображения. И несмотря на постоянную занятость взрослых, наличие у детей большого количества спланированных и структурированных занятий, а также определенные рамки школьных программ, в частности уроков музыки и рисования, нам все равно очень хочется, чтобы ребенок вырос творческим человеком, умеющим осуществлять свои мечты и использовать воображение для решения всевозможных задач.
Для этого важно, чтобы родители находили возможности развивать творческий потенциал ребенка в повседневной жизни, и чтобы выбранные способы развития были интересны и ребенку, и родителям. Вот несколько советов по этому поводу.
1. Долгий путь домой
Когда вы возвращаетесь домой из хорошо знакомого места, например, из школы или продуктового магазина, попросите ребенка придумать различные способы добраться домой иначе, чем обычно. Не останавливайтесь на одном практичном маршруте, помогите ребенку придумать какие-то совершенно фантастические способы и пути. Какой транспорт можно использовать, чтобы добраться до места назначения? Можно ли добраться домой на мотоцикле, скутере или вертолете? Творческий процесс требует поиска многих решений одной задачи, и самые диковинные из них могут оказаться просто блестящими.
Если вы идете домой пешком, используйте возможность развивать навыки наблюдательности и творческого воображения ребенка. Попросите его указать на пять предметов, которые являются новыми для него; пять предметов, которым требуется ремонт, и пять предметов, скрытых от глаз. Когда вы проходите мимо жилых домов, делайте предположения о том, кто может жить в них – семья из пяти человек, хозяева восьми кошек, пожилая пара или пришельцы с другой планеты?
2. Давайте волю воображению во время ожидания в очереди
В следующий раз, когда вы будете ждать своей очереди в стоматологический кабинет или заказа в ресторане, играйте в игру «Что если?». Спросите у своего ребенка, что случилось, если бы в каждой семье был космический корабль? Какой бы дом построил ребенок, если бы он жил на тропическом острове? Что бы он ел там на завтрак? Вот еще несколько вариантов игр:
- Или-или. Спросите у ребенка: «Что бы ты предпочел – жить на необитаемом острове или на вершине горы? И почему?», «Ты бы больше хотел побывать на Северном полюсе или опуститься на дно океана?». Поменяйтесь ролями и попросите ребенка придумать вопросы вам.
- Смешные и нелепые отговорки. Пусть ребенок представит, что он не выполнил свою работу по дому. Какую отговорку он может придумать? Например: «Я не вынес мусор, потому что наш двор стал трассой для соревнующихся змей».
3. Изготавливайте коллажи в дождливые дни, плохую погоду
Сохраняйте в обувной коробке предметы домашнего обихода, такие как пуговицы, обрезки цветной бумаги, пробки из бутылок. Дайте коробку вашему ребенку вместе с лентой, клеем, наклейками и куском картона и попросите его сделать коллаж. Задавайте малышу открытые вопросы по поводу его работы: «Расскажи мне о нем?» или «Что тебе больше всего нравится в этом коллаже?», «Что бы ты хотел добавить?». Помните о том, что творчество заключается в процессе, а не в конечном продукте, и поощряйте ребенка описывать свой творческий подход.
4. Уважайте оценку ребенком его творческих усилий
Когда ребенок приносит домой из школы рисунки или рисует дома, любуйтесь теми произведениями, которые он сам выбирает и дает вам, а не теми, которые вам больше нравятся. Картина, которую вы считаете замечательным произведением абстрактного искусства, ребенку может показаться лишь рядом синих мазков на бумаге. Спросите у него, почему он выбрал те или иные его картины и почему они ему нравятся. Если вы принимаете оценку ребенком его работы, он будет знать, что вы уважаете его творчество. Исследования показывают, что люди более креативны, когда они не обращают внимания на то, как будет оценен конечный результат их работы.
5. Исследуйте новые возможности использования бытовых предметов
Помните, как в детстве вы превращали одеяло и бельевую веревку в крепость? Для этого требовались только ваше воображение и свободный денек и никаких сложных материалов. Дайте вашему ребенку время и возможность перевернуть стол верх ногами и превратить его в лодку. Предложите малышу нарисовать картину ватными палочками или зубными щетками вместо кисточки.
Вот еще один вариант игры на применение творческого мышления к предметам в дороге или путешествии: по очереди с ребенком называйте все способы использования ложки или коробки с соком или любого другого предмета, который лежит у вас в машине. Не останавливайтесь, пока не придумаете как можно больше невероятных идей!