Влияние на детей ухода за больным родственником – Развитие ребенка

Болезнь кого-либо из родственников – серьезный удар для всех членов семьи. Они испытывают широкий спектр отрицательных эмоций (страх, тревогу, вину и т. д.). Необходимость заботиться о больном родственнике меняет привычный распорядок дня членов семьи и вынуждает совмещать работу или учебу и выполнение обязанностей по уходу за больным.

Уход за больным членом семьи – непростое занятие даже для взрослых. Но особенно трудно оно дается детям или подросткам, которые вынуждены заботиться о родственнике. Таким детям и подросткам необходима поддержка.

Психологи и социологи провели ряд исследований, посвященных данной теме. Результаты этих исследований проливают свет на особенности повседневной жизни юных опекунов, а также проблемы, которые они испытывают. Эта информация дает возможность сделать предположение о способах помочь детям, которые оказались в такой трудной ситуации.

Как свидетельствует статистика, в европейских странах 3–4 % молодых людей в возрасте до 18 лет приходилось помогать в уходе за родственниками. Чаще всего эти дети и подростки живут в неполных семьях и вынуждены ухаживать за своими матерями. Второй по распространенности случай – это когда детям приходится ухаживать за больными бабушками, братьями или сестрами.

Исследования показывают, что уход за больным родственником занимает много времени – в среднем 5 и более часов в неделю. Это может продолжаться на протяжении 7–10 лет.

Дети берут на себя широкий круг обязанностей: принимают участие в приготовлении пищи, помогают одевать больного члена семьи, следят за тем, чтобы он вовремя принимал лекарства и выполняют много других обязанностей.

Уход за больными родственниками мешает нормальному развитию детей. Они часто чувствуют повышенную тревогу и большинство внеурочного времени проводят дома, а не на внеклассных занятиях или с друзьями. Очень часто болезнь кого-то из родственников создает в семье финансовые трудности. Вследствие этого дети не имеют возможности тратить деньги на развлечения или даже на школьные нужды.

Дети, ухаживающие за больными родственниками, чаще испытывают сложные эмоции. Они могут испытывать чувство вины каждый раз, когда находятся не рядом с родственником. Также они часто испытывают тревогу или страх за родственника и за его состояние здоровья.

Ряд исследований показал, что дети, ухаживающие за больными членами семьи, чаще своих сверстников испытывают трудности с учебой в школе, потому что им трудно совмещать учебу с домашними обязанностями, связанными с уходом. Также они испытывают проблемы с концентрацией внимания, что тоже отрицательно сказывается на их успеваемости. Им может не хватать родительской поддержки для выполнения домашних заданий.

Хотя уход за родственником является большой обузой для ребенка, он, тем не менее, может положительно сказываться на его развитии. Дети, ухаживающие за родственниками, как правило, имеют более сильную эмоциональную связь со всеми членами семьи и чувствуют ответственность за своих близких.

В исследованиях, посвященных уходу детей за родственниками, даются рекомендации по поводу того, как поддержать детей и улучшить качество их жизни.

Исследования показывают, что дети, ухаживающие за родственниками, часто обращаются за эмоциональной поддержкой к учителям. Систематическая работа и обучение учителей в этом направлении может помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и снизить негативные переживания, связанные со своей вынужденной ролью в семье.

Медицинские и социальные работники должны помочь ребенку в уходе за его родственником. Прежде всего, следует определить, какая квалифицированная помощь необходима больному, и кто может ее оказать. Руководство школы вместе с социальными и медицинскими службами могут выработать общую стратегию помощи больному и его семье. Это даст ребенку и другим членам семьи возможность выделять время для своих нужд, а квалифицированная помощь больному принесет им уверенность в том, что их близкий человек получает все необходимое.

.