Сказкотерапия: великая сила сказок – Развитие ребенка

Бывает, что ребенок чего-то боится или о чем-то волнуется, а вы не знаете, как ему помочь. Настоящим спасением в такой ситуации будет специально придуманная сказка. Далее вашему вниманию будут предложены несколько советов, призванные облегчить сочинение сказок, специализирующихся на решении проблем вашего ребенка.

Для начала следует отметить, что сила, заложенная в терапевтических сказках, основывается на следующих четырех предпосылках:

1. Сила воображения. На протяжении многих веков воображение и представления были важными источниками мудрости и целительной силы для тех, у кого возникали различные проблемы. Ведь возможности визуализации и воображения человека просто огромны! Они — одна из особенностей, отличающих человеческий род от других живых существ. В частности, воображение влияет на нашу физиологию (например, представляя себе лимон, у нас возникает повышенная секреция слюны) и на эмоциональную сферу (например, только представив себе, что кто-то, кого мы любим, болен, мы способны испытать подлинное чувство грусти и печали). Сила воображения огромна, и ее нельзя недооценивать.

2. Десенсибилизация. Десенсибилизация является одной из поведенческих методик, заключающихся в обучении реагированию на напрягающие, пугающие объекты или ситуации (например, паука) спокойствием (разрядкой, расслаблением), а не паникой. Десенсибилизация также может осуществляться и благодаря представлениям.

Стоит напомнить, что страх, вызванный определенным объектом, является естественной реакцией детей определенной возрастной группы: новорожденные боятся потерять физическую поддержку, резких и громких звуков; 8-месячные дети больше всего боятся расставания с мамой; у 2-летних малышей возникновение страха провоцирует слив воды в ванной или в унитазе; 3-летние дети боятся воображаемых персонажей; а 4-летние — темноты и того, что таится в ней.

3. Моделирование. Моделирование – это еще одна поведенческая техника, заключающаяся в обучении посредством демонстрирования. Модель наглядно показывает способ справиться с проблемой, которая актуально переживается ребенком. Моделирование может заключаться как в реальном показе, так и представлении себя в конкретной ситуации. Когда ребенок представляет себе человека (персонажа сказки), который с успехом выходит из сложной ситуации, то начинает верить, что ему также это будет по силам, кроме того он обучается справляться с проблемой, приобретая соответствующие знания.

4. Идентификация. Отождествление с героем сказки позволяет принять на себя его поведение, которое было эффективным и привело к решению данного вопроса определенным конструктивным способом.

Создание сказки и ее преимущества

Ребенку трудно говорить о своих проблемах. Он не может вербализировать свой страх, а иногда даже распознать его. Порой ребенок может опасаться, что, если выразить страх словами, то он усилится (в этом случае ребенок использует «магическое мышление»). Постарайтесь взглянуть на мир глазами своего ребенка и понять его.

Герой сказки должен быть очень похож на вашего ребенка, но не может быть им (т.е. повествование будет не от первого лица). Прежде всего, следует изменить имя главного персонажа, эта процедура обеспечит вашему ребенку ощущение безопасности. Другие подробности из его жизни должны быть очень близкими к оригиналу (например, описание комнаты, игрушек и т. д.) или полностью с ним совместимыми (например, возраст). Героем сказки может быть также и животное, которое мужественно справляется с определенными трудностями (желательно близкое ребенку или похожее на него). В каждом из вариантов сказкотворчества ребенок должен идентифицировать себя с главным героем.

Чувство безопасности, вызванное убеждением, что определенная ситуация произошла не со мной (т.е. не с вашим ребенком), а с кем-то другим, позволяет приблизиться к ней, лучше понять как саму ситуацию, так и те чувства, которые ее сопровождали, глубоко переосмыслить произошедшее. Слушать о чувствах кого-то, кто переживает что-то подобное, что и я, является подлинным утешением. Так как ребенок приобретает уверенность в том, что он не один оказался в подобной ситуации, его переживания испытывают и другие люди.

Терапевтическим эффектом обладает уже само время, проведенное с родителями. Независимо от содержания истории, ребенок испытывает чувство приятной, успокаивающей близости с одним из родителей. Содержание рассказа помогает ему в преодолении неприятностей, и в то же время укрепляет связь между ним и родителями.

Придумываемый рассказ должен быть близок к тому, что происходит в жизни ребенка, но его завершение напрямую зависит от фантазии родителя. Важно, чтобы конец сказки был непременно положительным (вы должны дать ребенку надежду, что он сможет найти выход из сложившейся ситуации). Ребенок, который не верит, что ему удастся решить проблему, не сможет замотивировать себя на усилия что-то изменить, а значит, он попросту сдастся.

Дорога к положительному окончанию сказки, безусловно, будет отличаться в каждой терапевтической истории. Но в ней обязательно должно присутствовать что-то, что ваш ребенок сможет принять и по-настоящему использовать (это может быть связано с чем-то жизненным — например, десенсибилизация может исходить из знания, что даже большая печаль со временем ослабеет и станет такой, что переносить ее будет совсем не трудно).

Ребенок может использовать то, чему он научился с помощью одной из сказок, чтобы применять эти знания при возникновении каких-то других трудностей.

Помните, что правильно сконструированная сказка является очень эффективной, позволяет ребенку узнать что-то о себе и о своих проблемах. Благодаря сказке ребенок чувствует себя сильнее, убеждается, что имеет поддержку и понимание от самых близких людей — родителей.

.