Развиваем основы чтения и письма с рождения – Развитие ребенка

Обучение чтению начинается с рождения. Ведь новорожденные малыши учатся читать сигналы окружающего мира, прислушиваясь к голосам, наблюдая выражение лиц и считывая язык тела. При этом им важно слышать и использовать звуки, звуковые паттерны и разговорную речь. Это помогает детям подготовиться к дальнейшему обучению чтению печатных слов.

Вот несколько советов о том, как предоставить ребенку возможность заложить основы дальнейшего обучения чтению и письму с момента его рождения.

  • Читайте своему ребенку. Если чтение книг и рассказывание историй сделать частью повседневной жизни малыша, это поможет привить ему любовь к чтению. Даже очень маленькие дети любят книжки с картинками, поэтому нужно ежедневно читать и рассказывать малышу сказки, например, перед сном. Не нужно каждый раз дочитывать сказку до конца, оставляйте место для интриги. Детям доставляет удовольствие даже просто разговор о цветных иллюстрациях.
  • Используйте рифмы, игры и песни в обучающих целях. Дети реагируют на них почти с самого рождения, им даже не нужно понимать слова, чтобы они превратились в опыт познания, особенно, когда они разделяют этот опыт со своими мамой и папой.
  • Разговаривайте с детьми о том, что происходит. Когда вы меняете подгузник, купаете вашего малыша или идете с ним на прогулку, произносите слова, которые описывают действия и окружающие предметы. Так вы будете развивать словарный запас ребенка, даже еще до того, как он начнет говорить.
  • Детский лепет. С его помощью дети учатся издавать звуки своим собственным голосом. Повторяйте эти звуки и превращайте их в настоящие слова. Этим вы поможете ребенку понять, каким образом звуки формируют речь. В итоге малыш сможет самостоятельно выстроить связь между звуками и предметом или человеком (например, «па-па», «ма-ма»).
  • Общение с новорожденными и очень маленькими детьми с использованием рифмы и всевозможных четверостиший сопровождайте нежными прикосновениями, например, поглаживанием ножек ребенка или покачиванием.
  • Вознаграждайте улыбками и объятиями первые попытки ребенка произносить звуки. Это раннее общение захватывает малыша, причем ваше одобрение будет мотивировать его на новые и новые попытки.
  • Когда ребенок начинает говорить, помогайте ему подбирать слова, обозначающие окружающие его предметы. Повторяя слова, вы помогаете ребенку запоминать их.
  • Задавайте вопросы. Говорите: «Что это?» и называйте, что изображено на картинке в книге, так ребенок узнает, что предметы имеют свои названия.
  • Поощряйте участие ребенка. Детям нравится брать книги в рот, поэтому дайте малышу прочные по структуре и чистые тканевые или картонные книги. Поначалу, чтобы переворачивать страницы, вашему ребенку наверняка понадобится помощь. Но когда он станет старше, вы сможете дать ему возможность листать страницы самостоятельно.
  • Пойте песни. Музыка помогает легче запоминать слова, к тому же это веселый способ оживить устную речь для вас и ребенка.
  • Посещайте публичную библиотеку. Даже маленькие дети могут получить читательский билет! Существует множество бесплатных ресурсов, призванных развивать любовь вашего ребенка к чтению. Во многих библиотеках есть бесплатные программы для родителей и младенцев или детей младшего возраста, в которых используются книги, стихотворения и песни.

Далее в таблице представлена подробная информация о ранних основах дальнейших навыков чтения и письма ребенка и о том, что могут делать родители для их развития.

Возрастные этапы развития основ для дальнейшего чтения и письма

Возраст

Тип книг, которые нравятся детям

Моторные навыки, связанные

с книгами

Когнитивные навыки (мышление), связанные с книгами

В чем состоит помощь родителей

0–6 месяцев

Тканевые книжки с фотографиями детей.

 

Ярко иллюстрированные книги, приятные на ощупь и вкус.

 

Книги с изображениями знакомых предметов.

 

Маленькие книги, удобные для маленьких рук.

Ребенок издает звуки.

Ребенок разглядывает картинки.

 

Предпочитает картинки с лицами.

Держите ребенка удобно, лицом к лицу.

 

Следуйте указаниям ребенка (невербальным или звуковым) «еще» и «хватит».

 

Показывайте и называйте ребенку картинки.

6 мес. – 1 год

Тканевые и картонные книги с фотографиями детей.

 

Ярко иллюстрированные книги, приятные на ощупь и вкус.

Книги с изображением знакомых предметов.

 

Маленькие книги, удобные для маленьких рук.

Ребенок хватает книжку.

 

Засовывает книжку в рот.

 

Сидит на коленях у родителей.

 

Листает страницы с помощью родителей.

Ребенок разглядывает картинки.

 

Предпочитает картинки с лицами.

 

Издает звуки, глядя на картинки, прикасается к ним.

Держите ребенка удобно, лицом к лицу.

 

Следуйте указаниям ребенка «еще» и «хватит».

 

Показывайте и говорите ребенку, что изображено на картинках.

1 год – 1,5 года

Прочные картонные книги, удобные, чтобы брать в руки и держать.

 

Книги с изображением младенцев
и детей, которые занимаются знакомыми занятиями: спят, едят и играют.

 

Книги со сказками на ночь.

 

Книги о том, как
нужно здороваться и прощаться.

 

Книги с небольшим количеством слов на каждой странице.

 

Книги с простыми рифмами и предсказуемым текстом.

Ребенок сидит без поддержки.

 

Может носить книгу.

 

Держит книгу с помощью родителей.

 

Перелистывает несколько картонных страниц одновременно.

Не тянет книгу в рот немедленно.

 

Указывает на картинки одним пальцем.

 

Может издавать один и тот же звук для конкретного изображения.

 

Указывает на предметы, если ему задают вопрос: «Где …?».

 

Держит книгу правильно, не вниз головой.

 

Дает книгу взрослым, чтобы они читали.

Реагируйте и откликайтесь на просьбу ребенка почитать ему.

 

Позволяйте ребенку держать и перелистывать книгу.

 

Не беспокойтесь по поводу непродолжительной концентрации внимания малыша ясельного возраста.

 

Спрашивайте ребенка «Где …?», просите его указывать на предмет.

1,5–2 года

Прочные картонные книги, удобные, чтобы брать в руки и держать.

 

Книги с изображением младенцев и детей, которые занимаются знакомыми занятиями: спят, едят и играют.

 

Книги со сказками на ночь.

 

Книги о том, как нужно здороваться и прощаться.

 

Книги с небольшим количеством слов на каждой странице.

 

Книги с простыми рифмами и предсказуемым текстом.

Легко листает страницы картонной книги по одной.

 

Носит книгу (книги) по дому.

 

Может использовать книгу в качестве переходного объекта (предмета, который успокаивает, дает чувство комфорта).

Называет знакомые картинки.

 

Вставляет слова в знакомых сказках.

 

«Читает» куклам или мягким игрушкам.

 

Пересказывает на память отрывки хорошо знакомых сказок.

 

Концентрация внимания меняется, не постоянна.

Связывайте книжные истории с опытом ребенка.

 

Используйте книги при повседневных занятиях и отходе ко сну.

 

Спрашивайте: «Что это такое?» и давайте время ребенку, чтобы поразмыслить и найти ответ.

 

Прерывайтесь на середине предложения и просите ребенка закончить его.

 

.