Детский портал для помощи Мамам Без рубрики Развиваем основы чтения и письма с рождения – Развитие ребенка

Развиваем основы чтения и письма с рождения – Развитие ребенка

Обучение чтению начинается с рождения. Ведь новорожденные малыши учатся читать сигналы окружающего мира, прислушиваясь к голосам, наблюдая выражение лиц и считывая язык тела. При этом им важно слышать и использовать звуки, звуковые паттерны и разговорную речь. Это помогает детям подготовиться к дальнейшему обучению чтению печатных слов.

Вот несколько советов о том, как предоставить ребенку возможность заложить основы дальнейшего обучения чтению и письму с момента его рождения.

  • Читайте своему ребенку. Если чтение книг и рассказывание историй сделать частью повседневной жизни малыша, это поможет привить ему любовь к чтению. Даже очень маленькие дети любят книжки с картинками, поэтому нужно ежедневно читать и рассказывать малышу сказки, например, перед сном. Не нужно каждый раз дочитывать сказку до конца, оставляйте место для интриги. Детям доставляет удовольствие даже просто разговор о цветных иллюстрациях.
  • Используйте рифмы, игры и песни в обучающих целях. Дети реагируют на них почти с самого рождения, им даже не нужно понимать слова, чтобы они превратились в опыт познания, особенно, когда они разделяют этот опыт со своими мамой и папой.
  • Разговаривайте с детьми о том, что происходит. Когда вы меняете подгузник, купаете вашего малыша или идете с ним на прогулку, произносите слова, которые описывают действия и окружающие предметы. Так вы будете развивать словарный запас ребенка, даже еще до того, как он начнет говорить.
  • Детский лепет. С его помощью дети учатся издавать звуки своим собственным голосом. Повторяйте эти звуки и превращайте их в настоящие слова. Этим вы поможете ребенку понять, каким образом звуки формируют речь. В итоге малыш сможет самостоятельно выстроить связь между звуками и предметом или человеком (например, «па-па», «ма-ма»).
  • Общение с новорожденными и очень маленькими детьми с использованием рифмы и всевозможных четверостиший сопровождайте нежными прикосновениями, например, поглаживанием ножек ребенка или покачиванием.
  • Вознаграждайте улыбками и объятиями первые попытки ребенка произносить звуки. Это раннее общение захватывает малыша, причем ваше одобрение будет мотивировать его на новые и новые попытки.
  • Когда ребенок начинает говорить, помогайте ему подбирать слова, обозначающие окружающие его предметы. Повторяя слова, вы помогаете ребенку запоминать их.
  • Задавайте вопросы. Говорите: «Что это?» и называйте, что изображено на картинке в книге, так ребенок узнает, что предметы имеют свои названия.
  • Поощряйте участие ребенка. Детям нравится брать книги в рот, поэтому дайте малышу прочные по структуре и чистые тканевые или картонные книги. Поначалу, чтобы переворачивать страницы, вашему ребенку наверняка понадобится помощь. Но когда он станет старше, вы сможете дать ему возможность листать страницы самостоятельно.
  • Пойте песни. Музыка помогает легче запоминать слова, к тому же это веселый способ оживить устную речь для вас и ребенка.
  • Посещайте публичную библиотеку. Даже маленькие дети могут получить читательский билет! Существует множество бесплатных ресурсов, призванных развивать любовь вашего ребенка к чтению. Во многих библиотеках есть бесплатные программы для родителей и младенцев или детей младшего возраста, в которых используются книги, стихотворения и песни.

Далее в таблице представлена подробная информация о ранних основах дальнейших навыков чтения и письма ребенка и о том, что могут делать родители для их развития.

Возрастные этапы развития основ для дальнейшего чтения и письма

Возраст

Тип книг, которые нравятся детям

Моторные навыки, связанные

с книгами

Когнитивные навыки (мышление), связанные с книгами

В чем состоит помощь родителей

0–6 месяцев

Тканевые книжки с фотографиями детей.

 

Ярко иллюстрированные книги, приятные на ощупь и вкус.

 

Книги с изображениями знакомых предметов.

 

Маленькие книги, удобные для маленьких рук.

Ребенок издает звуки.

Ребенок разглядывает картинки.

 

Предпочитает картинки с лицами.

Держите ребенка удобно, лицом к лицу.

 

Следуйте указаниям ребенка (невербальным или звуковым) «еще» и «хватит».

 

Показывайте и называйте ребенку картинки.

6 мес. – 1 год

Тканевые и картонные книги с фотографиями детей.

 

Ярко иллюстрированные книги, приятные на ощупь и вкус.

Книги с изображением знакомых предметов.

 

Маленькие книги, удобные для маленьких рук.

Ребенок хватает книжку.

 

Засовывает книжку в рот.

 

Сидит на коленях у родителей.

 

Листает страницы с помощью родителей.

Ребенок разглядывает картинки.

 

Предпочитает картинки с лицами.

 

Издает звуки, глядя на картинки, прикасается к ним.

Держите ребенка удобно, лицом к лицу.

 

Следуйте указаниям ребенка «еще» и «хватит».

 

Показывайте и говорите ребенку, что изображено на картинках.

1 год – 1,5 года

Прочные картонные книги, удобные, чтобы брать в руки и держать.

 

Книги с изображением младенцев
и детей, которые занимаются знакомыми занятиями: спят, едят и играют.

 

Книги со сказками на ночь.

 

Книги о том, как
нужно здороваться и прощаться.

 

Книги с небольшим количеством слов на каждой странице.

 

Книги с простыми рифмами и предсказуемым текстом.

Ребенок сидит без поддержки.

 

Может носить книгу.

 

Держит книгу с помощью родителей.

 

Перелистывает несколько картонных страниц одновременно.

Не тянет книгу в рот немедленно.

 

Указывает на картинки одним пальцем.

 

Может издавать один и тот же звук для конкретного изображения.

 

Указывает на предметы, если ему задают вопрос: «Где …?».

 

Держит книгу правильно, не вниз головой.

 

Дает книгу взрослым, чтобы они читали.

Реагируйте и откликайтесь на просьбу ребенка почитать ему.

 

Позволяйте ребенку держать и перелистывать книгу.

 

Не беспокойтесь по поводу непродолжительной концентрации внимания малыша ясельного возраста.

 

Спрашивайте ребенка «Где …?», просите его указывать на предмет.

1,5–2 года

Прочные картонные книги, удобные, чтобы брать в руки и держать.

 

Книги с изображением младенцев и детей, которые занимаются знакомыми занятиями: спят, едят и играют.

 

Книги со сказками на ночь.

 

Книги о том, как нужно здороваться и прощаться.

 

Книги с небольшим количеством слов на каждой странице.

 

Книги с простыми рифмами и предсказуемым текстом.

Легко листает страницы картонной книги по одной.

 

Носит книгу (книги) по дому.

 

Может использовать книгу в качестве переходного объекта (предмета, который успокаивает, дает чувство комфорта).

Называет знакомые картинки.

 

Вставляет слова в знакомых сказках.

 

«Читает» куклам или мягким игрушкам.

 

Пересказывает на память отрывки хорошо знакомых сказок.

 

Концентрация внимания меняется, не постоянна.

Связывайте книжные истории с опытом ребенка.

 

Используйте книги при повседневных занятиях и отходе ко сну.

 

Спрашивайте: «Что это такое?» и давайте время ребенку, чтобы поразмыслить и найти ответ.

 

Прерывайтесь на середине предложения и просите ребенка закончить его.

 

Related Post

Психология жертвы: как помочь ребенку – Развитие ребенкаПсихология жертвы: как помочь ребенку – Развитие ребенка

«Это не честно! Ты постоянно на меня кричишь, даже когда я не виноват!» Знакомые слова? Каждый раз, когда вы в чем-то отказываете ребенку, ограничиваете его в чем-либо или устанавливаете правила,

1 год: основные показатели развития – Развитие ребенка1 год: основные показатели развития – Развитие ребенка

В 12 месяцев ребенок достигает многих важных показателей развития. Он понимает простые указания родителей, может ходить на прогулку и узнает знакомых людей. Годовалый возраст знаменует собой переход от младенчества к

Существующие стили воспитания детей – Развитие ребенкаСуществующие стили воспитания детей – Развитие ребенка

Какой стиль воспитания вы практикуете? Вы авторитарный или авторитетный родитель? Несколько лет назад такие вопросы даже не поднимались. Ведь не существовало понятия особого стиля, необходимого для воспитания детей, поскольку воспитание