Развитие предварительных навыков письма у малышей – Развитие ребенка

Малыши в возрасте от трех до пяти лет увлеченно исследуют и познают окружающий мир. Делают они это в буквальном смысле своими руками. Значит, развив полезные навыки крупной и мелкой моторики, а также и другие предварительные навыки письма (так называемые, графомоторные навыки), вы сможете тем самым подготовить ребенка к следующему шагу – к освоению письма. Детям старшего возраста работа над моторикой тоже будет полезна в случае наличия у них каких-либо проблем с написанием букв или слов.

Каковы предварительные навыки письма?

Навыки мелкой моторики рук имеют непосредственное отношение к силе и ловкости наших движений (насколько хорошо мы можем обращаться с маленькими предметами). Обе характеристики напрямую зависят от состояния мелких мышц кистей, задействованных при этом. Однако, нам необходимы и мышцы предплечий, которые, в свою очередь, будут обеспечивать нам крепкую фиксацию и стабилизацию. Фактически, когда мы держим в руках карандаш, рисуем, пользуемся ножницами, кнопками, монетками или различными столовыми приборами (вилкой или ложкой), мы координируем и используем оба типа этих мышц.

Большой, указательный и средний пальцы выполняют более искусные движения, в то время как безымянный и мизинец обеспечивают стабильность и увеличивают силу кисти в целом. Мышечный каркас верхней части тела, в частности в плечах, при этом делает нас устойчивей, его также необходимо развивать и укреплять. Он предоставляет нам свободу в использовании наших рук, чтобы мы могли манипулировать предметами и контролировать малейшее движение очень точным способом.

Для реализации навыков моторики рук также очень важна хорошая сенсорная информация, поскольку она своевременно рассказывает нашему мозгу о том, что мы чувствуем, как мы движемся, и где находятся наши руки, когда мы выполняем определенную задачу. Получая данные, мозг координирует эту информацию (эти ощущения) с визуальной картинкой, и мы получаем возможность несколько откорректировать свои движения и мышечный контроль и тем самым достичь лучшей точности.

Чтобы наглядно понять происходящее, представьте, что во время выполнения какой-то работы на вас будут пара массивных перчаток и очки с замутненными стеклами. В таком случае, конечно же, вам будет трудно координировать свои движения при выполнении задач любой сложности! Именно поэтому, при развитии предварительных навыков письма мозг ребенка должен получать и распределять максимально точную сенсорную информацию от своих мышц.

Далее представлены некоторые советы, используя которые вы можете помочь своему ребенку развить хорошие предварительные навыки письма:

Общие советы

  • Положение за рабочим столом. Стол и стул должны быть правильного размера, соответствующего возрастным параметрам вашего ребенка. Ноги должны касаться пола всей стопой, а предплечья — комфортно располагаться на столешнице (примерно по локоть). Чтобы ноги вашего ребенка не висели и не болтались, используйте что-нибудь в качестве подходящей по размеру подставки, например, коробку от обуви.
  • Обучение новым навыкам. Когда вы учите ребенка чему-либо новому, обязательно показывайте наглядно, как это делается, повторяя ваши движения снова и снова, а также, если необходимо, осуществляйте определенное физическое руководство, чтобы ребенок смог почувствовать, как правильно выполняется то или иное движение. Попросите ребенка, чтобы он копировал за вами все ваши действия, это будет лучше, чем повторять схему, нарисованную в книге.
  • Играйте и рисуйте на вертикальных поверхностях. Помещайте игрушки или лист бумаги на уровне глаз или выше. Ребенок будет удерживать свою руку на весу и это позволит его запястью и кисти принять удобное положение, в котором лучше всего тренироваться укреплению мелких движений, улучшать мышечный контроль и точность.

Способы укрепления мышц плеча, предплечья и запястья

  • Для выполнения различных упражнений в положении сидя можно использовать настольные мольберты или настольные стенды. А магнитные и грифельные доски, игры со стикерами, буквами и числами, магниты на холодильнике можно использовать для укрепления мышц верхней части тела в положении стоя.
  • Когда ваш ребенок изъявит желание рассмотреть цветные иллюстрации в книгах, разукрасить картинки или сложить пазл, предложите ему сделать это лежа животиком на полу (на ковре), опираясь руками на предплечья. Это будет способствовать их укреплению.
  • Полезно также поиграть в игры, во время которых необходимо удерживать что-то, напрягая мышцы не только кисти, но и рук в целом, например, в перетягивание каната или же прогуляться с собакой, держа ее на поводке.
  • Используйте также специальное оборудование детской площадки, будь то альпинистские стенки для детей или всевозможные турники.

Развитие навыков мелкой моторики кисти

  • Поощряйте такие виды занятий, в которых необходимо активное использование пальцев. Например, во время игры с кубиками Lego, обеспечивая отдых крупным мышцам рук, пусть ребенок упрется локтями о стол так, чтобы предплечья находились перпендикулярно к столешнице; в таком положении его пальцы рук получат возможность свободно и комфортно работать над соединением мелких деталей конструктора.
  • Используйте большие пластмассовые бусины, которые можно нанизывать на специальную для них веревочку, или предложите ребенку что-нибудь прошнуровать.
  • Пусть ваш малыш кладет монетки в копилку, играет с тряпичными куклами, которые нужно надевать на руку, или играет с волчком (юлой), запуская его специфическими прокручивающими движениями пальцев.
  • Также полезно использовать маленькие детские пинцеты, чтобы захватывать ими ватные шарики, томпоны, кубики и прочее.

Развитие зрительно-моторной координации

  • Пусть ребенок катает, бросает и ловит большие по размеру шары.
  • Играет в волейбол воздушным шариком, подбрасывает и ловит шарф.
  • Пусть он рисует и делает всевозможные наброски.
  • Использует раскраски, закрашивая простые по форме рисунки или геометрические фигуры, в том числе яркими флуоресцентными или блестящими красками (с эффектом «волшебства»).
  • Наливает половником и маленькой ложкой мыльную воду в емкости разного размера.
  • Помимо этого развивайте его проприоцептивные навыки – ощущения положения и перемещения своего тела в пространстве (как именно и в каком направлении, например, движется рука или нога).
  • Пойте вместе с ребенком песни, под которые можно совершать определенные движения, как, например, «Танец маленьких утят».

Предоставьте ребенку возможности для сенсорного развития

  • Спрячьте монетки, шарики, бусинки или другие мелкие предметы в песок или рис, чтобы ваш ребенок смог отыскать их наощупь.
  • Рисуйте рукой фигуры и линии на специальной наждачной бумаге или ворсистом ковре.
  • Поместите в мешок различные предметы повседневного обихода, такие как ключи, щетка, ложка, ластик, скрепки и т. п. Пусть ваш ребенок, не глядя, распознает их только лишь по тактильным ощущениям.

Предварительная работа по письму (карандаши и ручки не требуются)

  • Пусть ребенок нарисует любые, какие только захочет, линии, фигуры или же буквы своим пальчиком на торте или кремом на пироге, можно нарисовать их кремом для бритья в ванной или водой на тротуаре, а можно даже вашими родительскими пальцами на песке.
  • Играйте в игры по узнаванию определенных букв в надписях на магазинах или рекламных щитах.
  • Играйте со словами, которые как головоломку можно сложить из вырезанных букв, используйте также магнитные буквы и буквы, вылепленные вместе с ребенком из пластилина.

Самое главное, получайте удовольствие от этого увлекательного и познавательного процесса и помните, что игра для ребенка — это его работа!

.