«Мама, почему Петя и Вася не разрешают мне играть с ними?». Слезы стоят в глазах ребенка, боль неприятия проявляется в каждой маленькой складочке у него на лбу и в дрожи его нижней губы…
В такие моменты родителям важно напоминать самим себе о том, что они не смогут находиться рядом с ребенком каждый раз, когда он будет испытывать отторжение и социальную изоляцию. Роль родителя должна заключаться в том, чтобы помочь ему подготовиться к таким ситуациям, а не решать проблемы ребенка вместо него.
Дело мастера боится, а практика ведет к совершенству
Для многих детей самоутверждение – сложная задача. Родители могут использовать ролевые игры в безопасной обстановке дома, чтобы помочь детям практиковать разные реакции на ситуацию «Мы не хотим с тобой играть!».
Дети порой считают, что им необходимо защитить собственное пространство, и могут отвергать другого ребенка, не думая. Нападение, агрессия – это просто их защита. Если мы сможем дать нашим детям инструменты, чтобы противостоять нападению в позитивном ключе, это поможет сломать барьеры в общении и обеспечит ребенку доступ к группе сверстников.
Уважительный ответ, бесспорная аргументация – очень действенные инструменты, и ролевые игры – это отличный способ изучить технику эффективного разрешения конфликтов. Вот несколько примеров правильной реакции детей на социальное отчуждение.
- Причина: «Ты плохо умеешь играть в эту игру».
- Ответ: «Я научусь играть лучше, если смогу практиковаться».
- Причина: «Ты сыграл не по правилам».
- Ответ: «Я не нарочно, нечаянно. Давайте заранее договоримся о правилах игры».
И только преднамеренно недоброжелательный или очень самоуверенный ребенок сможет отвергнуть сверстника после таких ответов. Практикуя подобные ответы дома с родителями, ребенок научится уверенно использовать их в реальных жизненных ситуациях.
Если малыша и после этого будут отвергать сверстники, нужно научить его уходить с высоко поднятой головой. Но самое главное, ребенок будет делать это, оставаясь верным себе и зная, что он вел себя позитивно и открыто – и проблема не в нем. Его самооценка будет расти, несмотря на конечный результат. (В этом ему тоже может понадобиться помощь родителей.)
Повышение самооценки ребенка
Социальное отчуждение бьет по уверенности человека в себе в любом возрасте. Но дети со здоровой самооценкой лучше подготовлены к тому, чтобы переносить обиды и двигаться дальше. Развитие внутренней силы – это один из лучших способов помочь ребенку подготовиться к подобным жизненным ситуациям.
С этой целью специалисты советуют просто более тщательно выбирать слова, которые мы используем в общении с детьми. Такие простые действия родителей, как избегание негативных ярлыков, оскорблений и позитивная реакция на конкретные действия и ситуации вместо общих фраз типа «Ты очень умный!», формируют у детей ощущение собственной ценности.
Отправляя позитивные посылы детям в ежедневных взаимодействиях, мы не только укрепляем нашу связь с ними, но и помогаем им развивать крепкий внутренний стержень собственного достоинства и уверенности в себе. С таким стержнем дети смогут черпать силы в самих себе, когда им придется сталкиваться с неизбежными проблемами, которые жизнь бросит на их пути.
Поощряйте самоанализ
Речь идет не о том, чтобы побуждать детей брать на себя вину за свое социальное отчуждение. Важно научить их объективно анализировать то, как окружающие люди воспринимают их. Это важный жизненный навык детей, который необходимо развивать, поскольку он стимулирует личную ответственность и эмпатию.
Вот несколько способов того, как мы можем поощрять детей размышлять о собственной роли в социальных ситуациях и помогать им работать над своей привлекательностью в глазах окружающих. Важность того или иного из представленных советов зависит от возраста ребенка, вовлеченного в ситуацию:
- Внешность – поговорите с ребенком о том, как язык тела может передавать безмолвные сообщения, а также о том, как личная гигиена и аккуратный или неряшливый внешний вид вносят вклад в общий образ ребенка. Примите обдуманные меры для улучшения телесного образа малыша.
- Слова – то, что вы говорите и как вы говорите, может оказывать значительное влияние на то, как вас воспринимают. Дети часто не осознают этого, пока им не укажут на этот аспект.
- Черты характера, отталкивающие окружающих – поговорите с ребенком о том, что отталкивает от него других детей, например: бахвальство, неуместный юмор, неумение вовремя остановиться.
Работайте вместе с ребенком, чтобы помочь ему идентифицировать любой из этих внутренних факторов. Если ему еще сложно сделать это, спросите малыша, есть ли дети, с которыми он не всегда хочет играть и почему, а затем спроецируйте ответ ребенка на него самого. После этого помогите малышу определить способы, как он может изменить свой образ и отношение к себе окружающих.
Однако не все факторы ребенок сможет или захочет изменить. Вот еще два ключевых фактора:
- Отличия – то, как ребенок отличается от своих сверстников. Например, он может носить очки, отличаться успеваемостью, быть интровертом в окружении экстравертов.
- Семейная жизнь – мы являемся продуктами окружающей среды, и некоторым детям сложно найти общий язык с людьми из других слоев общества. Это может быть просто разница между большой или маленькой семьей или сложные социальные, экономические или этнические отличия.
Работа с этими факторами требует иного подхода. Если ваш ребенок, к примеру, носит очки или ваша семья отличается от семей его сверстников, вам необходимо научить его понимать различия между людьми, ценить и принимать их. Позитивное отношение и себялюбие создают внутренний мир и силу, которую трудно победить.
Развитие жизнестойкости
Даже самая высокая в мире ассертивность, самооценка и самоанализ не изменят тот факт, что ребенок периодически может подвергаться социальному отчуждению. Это будет ранить и обижать его, поэтому нам нужно помогать малышу развивать жизнестойкость как инструмент борьбы с трудностями. Вот несколько советов по этому поводу:
- Логический взгляд на ситуацию – существует ли простая, веская причина, почему он не может присоединиться к группе детей? Возможно, ребенок слишком молод/стар/велик/мал? Правильно ли он одет для такого вида игры? Учите ребенка делать шаг назад и оценивать ситуацию объективно – если он еще слишком мал для какого-либо занятия, обсудите это с ним.
- Практика навыков решения проблем – возможно, причину того, что сверстники не принимают ребенка в игру легко устранить. Может, необходимо всего лишь переобуться в кроссовки, надеть футболку нужного цвета, попросить кого-то объяснить правила, попросить пробную попытку и т. д. Научите ребенка искать решения.
- Широкий охват – поощряйте детей налаживать контакты со многими людьми. Широкий круг общения поможет смягчить удар от социального отчуждения.
- Принять и жить дальше – этот совет трудно воплотить, так как он требует, чтобы вы помогли ребенку справиться с обидой, принять и отнестись с уважением к решению другого ребенка. Малышу будет легче сделать это, если у него развит надежный остов адекватной самооценки (то есть, «со мной все в порядке» и «я ценю себя»). Попросите ребенка вспомнить те случаи, когда его принимали таким, какой он есть. Со временем это создаст прочную основу для высокой самооценки, которая поможет ему в будущем.
- Демонстрация достоинства – ответная обида может доставить удовольствие, но это удовольствие определенно будет с горьким привкусом. Научите детей искусству достойного молчания и советуйте не использовать бранных слов.
- Содействие развитию дружеских отношений – позволяйте детям приглашать в гости друзей и уделяйте время приобщению ребенка к общественным мероприятиям, на которых он сможет практиковать свои социальные навыки.
Управление эмоциональными последствиями социального отчуждения
Когда наших детей исключают, бросают, их эмоции могут накалиться до предела. Родителям очень важно не оставлять без внимания невидимые раны, которые дети могут носить в себе, и вооружать их инструментами для борьбы с болью души. Эту боль нельзя оставлять на волю случая, и важно ежедневно оказывать детям эмоциональную поддержку.
Эмоциональная поддержка родителей демонстрирует детям, что их чувства являются здоровыми, нормальными и управляемыми. Важно демонстрировать ребенку, что вы, безусловно, принимаете его самого и все его эмоции, наделять малыша силой, жизнестойкостью и уверенностью в своих эмоциях. Когда дети растут, принимая свои эмоции, они способны лучше контролировать их и реагировать на неблагоприятные ситуации.
Вот хороший пример эмоциональной поддержки девочки, которую подруги не взяли с собой в игру на детской площадке. Вместо того чтобы предлагать ребенку исправить ситуацию, мать просто сказала: «Ты злишься потому, что для тебя не нашлось места в игре, и это задевает твои чувства».
Так мать эффективно дала понять дочери, что расстраиваться нормально, и после того как девочка выплакалась, поддерживаемая словами матери «Плакать это нормально», она смогла перебороть свои чувства и начать диалог с мамой о важности присоединения – в ее собственное время и с позиции внутренней силы и независимости.
Социальное отчуждение и буллинг
Это два совершенно разных отношения, и важно чтобы ребенок учился определять разницу между ними. Буллинг (травля, запугивание) связан с властью, влиянием и доминированием. Буллинг предполагает постоянные и намеренные попытки причинить физическую и/или эмоциональную боль.
Социальное отчуждение может быть формой буллинга, но зачастую это просто вопрос предпочтений и выбора другого ребенка. Социальное отчуждение принимает форму буллинга тогда, когда ребенка исключают из группы сверстников нарочно, намеренно и когда один ребенок подговаривает группу детей не дружить с другим ребенком.
Когда ребенок хочет поиграть с детьми в футбол, а ему не дают, мотивируя это тем, что в командах уже нет свободных мест, это называется «намеренным отчуждением», в результате которого ребенок чувствует грусть и обиду. Это не буллинг.
А когда на следующий день вашего ребенка не берут в команду по тем же причинам, а другому малышу предлагают заменить одного из игроков команды, граница между буллингом и социальным отчуждением стирается.
Очень важно проводить с детьми беседы о том, что представляет собой буллинг, чтобы они могли распознать его в случае необходимости, но так же важно предоставлять детям инструменты, чтобы они могли справиться с болью и обидой, когда их просто оставляют, бросают, исключают по той или иной причине.
Вот несколько полезных примеров плана действий, которые обобщают все вопросы, затронутые в этой статье.
Двухминутный план действий для родителей
Ежедневные взаимодействия с детьми предлагают широкие возможности для подготовки их к борьбе с социальной изоляцией:
- Пристально следите за своим ребенком в социальных взаимодействиях, чтобы определить области, где ему может потребоваться ваше руководство.
- Практикуйте эмоциональную поддержку как способ показать ребенку, что хотя обида приносит боль, ее тоже можно контролировать и справляться с ней.
- Используйте любую возможность, чтобы показать ребенку разницу между буллингом и социальным отчуждением, при этом объясняя соответствующий позитивный план действий в обоих случаях.
Долгосрочный план действий для родителей
- Социальное отчуждение может произойти в любое время и по-разному. Мы можем помочь нашим детям, предоставляя свою постоянную поддержку на основном уровне, которая даст им инструменты и поможет подготовить основы внутренней силы для борьбы с социальным отчуждением, когда бы оно ни происходило.
- Помогайте ребенку развивать навыки решения проблем во всех сферах его жизни. Умение находить решения это сила, к которой он сможет часто прибегать.
- В спокойные моменты демонстрируйте ребенку образец самоанализа и помогайте ему осознать, что принятие ответственности за собственные поступки может изменить его восприятие той или иной ситуации и результат его взаимодействий с другими детьми.
- Делитесь с ребенком собственными огорчениями и рассказывайте о том, как позитивный внутренний диалог помогает вам преодолевать боль и обиду.