Позитивная дисциплина: советы родителям – Развитие ребенка

Дисциплина – это одна из форм обучения ребенка. В свою очередь, позитивная дисциплина как один из подходов преследует следующие цели:

  • Защитить ребенка от опасности.
  • Помочь ребенку научиться контролировать себя.
  • Научить ребенка быть ответственным.
  • Помочь ребенку усвоить истинные ценности.

Родители имеют уникальную связь со своими детьми. Если вы дисциплинируете ребенка с уважением и в своих решениях и поступках проявляете последовательность и справедливость, то непременно добьетесь устойчивых позитивных результатов.

Педиатры настоятельно не рекомендует применять по отношению к детям физическое наказание, в том числе шлепки.

Как правильно дисциплинировать ребенка?

Лучший способ справиться с вызывающим поведением – предотвратить его. Однако любой ребенок способен в определенный момент повести себя неподобающим образом. Когда это происходит, он должен рассматривать предпринятые по отношению к нему меры дисциплины как проявление справедливости. Непоследовательная дисциплина, применяемая лишь иногда, изредка, сбивает детей с толку.

Как родители могут научить своего ребенка хорошему поведению?

  • Регулярно хвалите ребенка и демонстрируйте ему свою любовь.
  • Определите, какое поведение можно проигнорировать. 
  • Планируйте переход от одного занятия к другому и говорите о своих планах с ребенком, чтобы он заранее знал, чего ему следует ожидать.
  • Предлагайте ребенку ограниченные и реалистичные варианты выбора, устраивающие вас (и не противоречащие его интересам).
  • Принимайте его ошибки.
  • Будьте образцом для подражания.

Ваш ребенок должен знать ваши требования, правила хорошего поведения и накладываемые ограничения. Регулярно напоминайте ему о них. Хорошее ограничение должно:

  • Быть подходящим для ребенка по возрасту и уровню развития.
  • Помогать ребенку учиться контролировать себя.
  • Защищать вашего ребенка и окружающих.
  • Объясняться простыми словами.
  • Внедряться твердо, уважительно и доброжелательно.

Как родители должны справляться с плохим поведением ребенка?

Стратегии дисциплины должны зависеть от возраста вашего ребенка, стадии его развития, личностных особенностей и многих других факторов. Вот несколько полезных стратегий.

А. Перенаправляйте ребенка на другое занятие

  • Перенаправление с одного вида деятельности на другой хорошо действует в случае с детьми ясельного возраста, а иногда и с детьми старшего возраста.
  • При перенаправлении вашего ребенка не забудьте объяснить ему, что для вас неприемлемо в его поведении или действиях.

Б. Используйте логические последствия поведения

  • Применяйте четкие последствия нежелательного поведения вашего ребенка. Например, если ребенок дошкольного возраста бросает еду на пол, заставьте его помочь вам навести порядок. Когда беспорядок будет ликвидирован, действие последствия закончится.
  • Когда невозможно предоставить четкое последствие, лишайте ребенка привилегий. С маленькими детьми это необходимо делать сразу же. Например, ребенка, который играет слишком грубо, можно на некоторое время отсадить играть в одиночестве.

В. Позволяйте ребенку самому найти решения

  • Поиск решения проблемы поможет вашему ребенку узнать о последствиях его действий. Позвольте ему самостоятельно подумать над тем, как исправить его плохое поведение и принять соответствующее решение, согласно которому он, скорее всего, и поступит.

Г. Используйте тайм-ауты

  • Тайм-аут – это один из способов вывести ребенка из проблемной ситуации, когда он делает что-то недопустимое. При этом его отправляют на нейтральную, «скучную» территорию, например, в угол комнаты без игрушек и телевидения, и игнорируют его, пока он не успокоится. Этот способ лучше всего подходит для детей старше двух лет.

Как следует поступать родителям, когда ребенок устраивает истерику?

Истерики – нормальная часть развития ребенка. Они вызываются сильными негативными эмоциями, которые ваш ребенок не умеет контролировать или выражать в другой форме.

Вы можете предотвращать истерику следующими способами:

  • Хвалить ребенка за хорошее поведение.
  • По возможности устранять причины истерики, например, чувство голода или переутомление.
  • Отвлекать ребенка и перенаправлять на другие занятия.
  • Учить ребенка выражать свои чувства по-другому («Ты злишься?»).

Продолжительность и количество истерик можно уменьшить:

  • Вмешивайтесь еще до того, как ребенок полностью потеряет контроль над собой.
  • Разговаривайте спокойным тоном и признавайте его чувства. Например: «Сердиться – это нормально, но ты не должен драться».
  • Помогайте ребенку решить проблему или побороть состояние подавленности и разочарования.

Когда истерика случается:

  • Игнорируйте истерическое поведение.
  • Наблюдайте за ребенком на расстоянии, чтобы контролировать его безопасность. Убирайте с его дороги предметы мебели, игрушки или других детей.
  • Если ваш ребенок настолько расстроен и потерял контроль над собой, что может навредить себе или окружающим, вы должны держать его, используя столько силы, сколько будет необходимо. Делайте это осторожно, чтобы не причинить ему боль. Ни в коем случае нельзя шлепать ребенка или использовать другие виды физического наказания.
  • Когда истерика закончится, предложите ребенку выпить стакан воды или умыть лицо.
  • Перенаправьте его на новое, интересное занятие.
.