Дисциплина – это одна из форм обучения ребенка. В свою очередь, позитивная дисциплина как один из подходов преследует следующие цели:
- Защитить ребенка от опасности.
- Помочь ребенку научиться контролировать себя.
- Научить ребенка быть ответственным.
- Помочь ребенку усвоить истинные ценности.
Родители имеют уникальную связь со своими детьми. Если вы дисциплинируете ребенка с уважением и в своих решениях и поступках проявляете последовательность и справедливость, то непременно добьетесь устойчивых позитивных результатов.
Педиатры настоятельно не рекомендует применять по отношению к детям физическое наказание, в том числе шлепки.
Как правильно дисциплинировать ребенка?
Лучший способ справиться с вызывающим поведением – предотвратить его. Однако любой ребенок способен в определенный момент повести себя неподобающим образом. Когда это происходит, он должен рассматривать предпринятые по отношению к нему меры дисциплины как проявление справедливости. Непоследовательная дисциплина, применяемая лишь иногда, изредка, сбивает детей с толку.
Как родители могут научить своего ребенка хорошему поведению?
- Регулярно хвалите ребенка и демонстрируйте ему свою любовь.
- Определите, какое поведение можно проигнорировать.
- Планируйте переход от одного занятия к другому и говорите о своих планах с ребенком, чтобы он заранее знал, чего ему следует ожидать.
- Предлагайте ребенку ограниченные и реалистичные варианты выбора, устраивающие вас (и не противоречащие его интересам).
- Принимайте его ошибки.
- Будьте образцом для подражания.
Ваш ребенок должен знать ваши требования, правила хорошего поведения и накладываемые ограничения. Регулярно напоминайте ему о них. Хорошее ограничение должно:
- Быть подходящим для ребенка по возрасту и уровню развития.
- Помогать ребенку учиться контролировать себя.
- Защищать вашего ребенка и окружающих.
- Объясняться простыми словами.
- Внедряться твердо, уважительно и доброжелательно.
Как родители должны справляться с плохим поведением ребенка?
Стратегии дисциплины должны зависеть от возраста вашего ребенка, стадии его развития, личностных особенностей и многих других факторов. Вот несколько полезных стратегий.
А. Перенаправляйте ребенка на другое занятие
- Перенаправление с одного вида деятельности на другой хорошо действует в случае с детьми ясельного возраста, а иногда и с детьми старшего возраста.
- При перенаправлении вашего ребенка не забудьте объяснить ему, что для вас неприемлемо в его поведении или действиях.
Б. Используйте логические последствия поведения
- Применяйте четкие последствия нежелательного поведения вашего ребенка. Например, если ребенок дошкольного возраста бросает еду на пол, заставьте его помочь вам навести порядок. Когда беспорядок будет ликвидирован, действие последствия закончится.
- Когда невозможно предоставить четкое последствие, лишайте ребенка привилегий. С маленькими детьми это необходимо делать сразу же. Например, ребенка, который играет слишком грубо, можно на некоторое время отсадить играть в одиночестве.
В. Позволяйте ребенку самому найти решения
- Поиск решения проблемы поможет вашему ребенку узнать о последствиях его действий. Позвольте ему самостоятельно подумать над тем, как исправить его плохое поведение и принять соответствующее решение, согласно которому он, скорее всего, и поступит.
Г. Используйте тайм-ауты
- Тайм-аут – это один из способов вывести ребенка из проблемной ситуации, когда он делает что-то недопустимое. При этом его отправляют на нейтральную, «скучную» территорию, например, в угол комнаты без игрушек и телевидения, и игнорируют его, пока он не успокоится. Этот способ лучше всего подходит для детей старше двух лет.
Как следует поступать родителям, когда ребенок устраивает истерику?
Истерики – нормальная часть развития ребенка. Они вызываются сильными негативными эмоциями, которые ваш ребенок не умеет контролировать или выражать в другой форме.
Вы можете предотвращать истерику следующими способами:
- Хвалить ребенка за хорошее поведение.
- По возможности устранять причины истерики, например, чувство голода или переутомление.
- Отвлекать ребенка и перенаправлять на другие занятия.
- Учить ребенка выражать свои чувства по-другому («Ты злишься?»).
Продолжительность и количество истерик можно уменьшить:
- Вмешивайтесь еще до того, как ребенок полностью потеряет контроль над собой.
- Разговаривайте спокойным тоном и признавайте его чувства. Например: «Сердиться – это нормально, но ты не должен драться».
- Помогайте ребенку решить проблему или побороть состояние подавленности и разочарования.
Когда истерика случается:
- Игнорируйте истерическое поведение.
- Наблюдайте за ребенком на расстоянии, чтобы контролировать его безопасность. Убирайте с его дороги предметы мебели, игрушки или других детей.
- Если ваш ребенок настолько расстроен и потерял контроль над собой, что может навредить себе или окружающим, вы должны держать его, используя столько силы, сколько будет необходимо. Делайте это осторожно, чтобы не причинить ему боль. Ни в коем случае нельзя шлепать ребенка или использовать другие виды физического наказания.
- Когда истерика закончится, предложите ребенку выпить стакан воды или умыть лицо.
- Перенаправьте его на новое, интересное занятие.