Для малышей детский садик становится практически вторым домом, где они с интересом проводят время за различными играми, складывают кубики и вместе учат алфавит. Конечно, в таком случае последнее, что вы можете ожидать в группе столь юных и прекрасных созданий, – это «буллинг» (различные проявления агрессивного преследования).
Однако дети младшего возраста могут участвовать в буллинге, как в качестве жертв, так и в качестве агрессоров, причем даже чаще, чем старшие дети. В возрасте от трех до пяти лет они еще только начинают учиться тому, как ладить с окружающими, они менее опытны в решении проблем, которые зачастую возникают во время их совместных игр с другими детьми. Поэтому для решения этих проблем они используют не эффективные способы урегулирования конфликтов, а агрессию.
Ладить с другими детьми
В период времени до начальной школы дети узнают о важных жизненных навыках, о том, как заводить друзей, делиться игрушками и решать разногласия. Так как они еще не интуитивны в своих проявлениях, им тяжело овладевать этими навыками, что ведет к возникновению фрустрации. Когда маленькие дети расстраиваются, они часто реагируют, высказывая или делая поступки, обижающие других. Например, они могут кричать, обзываться, толкать и драться, или даже выгнать ребенка из группы своих друзей.
Формирование умений
Игры в одиночку и с другими малышами являются обычной практикой для детей младшего и старшего дошкольного возраста, что позволяет развивать у них навыки, необходимые для формирования и выстраивания дружеских отношений. Однако некоторые дети, например, дети, имеющие нескольких братьев и сестер или прошедшие через множество игровых мероприятий, легче взаимодействуют с окружающими. В старшем детсадовском возрасте у детей есть больше возможностей играть друг с другом (позволяет развитие), чем у самых маленьких, поэтому они, как правило, более квалифицированы в установлении дружеских отношений на детской площадке. Кроме того, старшие детсадовцы с большей вероятностью устанавливают тесные дружеские отношения, лучше считывают социальные сигналы, лучше проявляют себя при разрешении конфликтов, способны лучше поддержать своих союзников и постоять за них, лучше контролируют свои импульсы, осознают свои чувства и играют в одиночку гораздо реже, чем их крошечные собратья.
Как меняется агрессия
Соедините в одной компании агрессивных детей, которые не знают, как справиться с конфликтом, и это будет верным рецептом для появления инцидентов издевательств и агрессии. Однако, поскольку способность уживаться с окружающими у ребенка меняется при переходе из младшего дошкольного возраста в старший, вероятность возникновения конфликтов, равно как и форма буллинга, тоже меняется. Ранний опыт способен научить вашего ребенка ладить с окружающими, что может защитить его от издевательств в будущем. Например, четырех- и пятилетние дети лучше останавливают хулиганов, защищая своих друзей от агрессии, и лучше разрешают конфликты здоровыми способами.
Советы для уменьшения количества проявлений агрессии в детском саду
Вы можете помочь вашему малышу изучить и практиковать навыки, которые помогут подружиться, ладить со сверстниками и избегать или предотвращать ситуации проявления агрессии в качестве агрессора или жертвы. Вот несколько советов для вас:
- Научите ощущать контроль. Научите ребенка тому, как контроль над своими эмоциями способен помешать вспышке агрессии или нападкам на других детей. Обучите ребенка определенной лексике, необходимой для выражения чувств, и предложите ему методы релаксации, например, сделать глубокий вдох или посчитать до десяти. Это поможет ему сохранять спокойствие в довольно напряженной ситуации.
- Способствуйте умению решать проблемы. Бросить игрушку или ударить по столу своими детскими ручонками – это не решение проблемы, и чем раньше ребенок об этом узнает, тем лучше! Вместо этого поощряйте детей сотрудничать при разногласиях путем определения чувств каждого из них, констатируя проблему и спрашивая друг у друга о возможном решении. Научившись разрешать конфликты, ваш ребенок получит гораздо больше шансов выстроить положительные и поддерживающие дружеские отношения.
- Внесите позитив. Организуйте игровую встречу, затем дайте детям шанс попрактиковаться в том, как слушать, делиться чем-нибудь, сотрудничать и делать что-то по очереди. Групповые игры с вещью, которую нужно передавать друг другу (например, мяч), или игры, в которых нужна поочередность действий участников, помогут детям развивать важные социальные навыки и, главное, получать удовольствие!
- Радуйтесь разнообразию. Взаимодействие со сверстниками качественно улучшается, когда дети понимают, ценят и уважают друг друга, а значит, вам необходимо поговорить с ребенком о том, что все люди разные, и что это замечательно, поскольку наши различия делают нас особенными.
- Помогите построить дружеские отношения. Приглашайте домой приятелей вашего ребенка, затейте в парке разговор с мамами малышей того же возраста, что и ваш, посетите соответствующие его возрасту группы, где ваш малыш сможет познакомиться со своими потенциальными приятелями. Друзья потом могут защищать друг друга от насилия.
- Разговаривайте. Учите детей делать определенные шаги, если на их глазах разворачиваются сцены насилия, это может помочь пресечь издевательства в группе. Скажите, чтобы ваш ребенок сказал: «Стоп! Ты поступаешь плохо!», отвел пострадавшего малыша подальше от хулигана и сообщил о случившемся взрослым. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощным, такие реакции помогут ребенку принять необходимые меры в агрессивной ситуации.
Маленькие дети уже достаточно взрослые, чтобы познать, что такое агрессия, но они также достаточно взрослые, чтобы узнать о том, как предотвратить ее проявления. Обучая своего крошечного малыша этим эффективным техникам, вы поможете ему развить адекватную самооценку, приобрести эффективные навыки решения проблем, а также инструменты, необходимые для урегулирования споров без какого-либо насилия или истерик.