Одни говорят, что самооценка – это лучшее, что мы можем дать ребенку; другие утверждают, что мы перехваливаем наших детей. Новые исследования дают основание полагать, что акцент на самооценке мешает родителям воспитывать в детях гораздо более важный жизненный навык – самосострадание, т. е. сострадание к самому себе.
Самосострадание часто путают с потаканием собственным прихотям. Однако эксперты указывают на три его важные отличительные составляющие – осознанность своих собственных мыслей и переживаний, чувство общей человечности и доброжелательное отношение к самому себе.
В то время как искусственное развитие самооценки с недавних пор считают связанным с целым рядом проблем психического здоровья, в том числе с нарциссизмом и эмоциональной хрупкостью, самосострадание ассоциируется с гибкостью, жизнестойкостью, высоким уровнем энергии, творческими способностями и общим успехом в жизни.
Далее представлены пять способов, с помощью которых родители могут помочь своему ребенку развить этот важнейший жизненный навык.
Учите детей правильному пониманию «хорошей жизни»
Некоторые дети вырастают, думая, что хорошая жизнь – это что-то более совершенное и прекрасное, чем то, что они имеют. А это означает, что они не смогут достичь состояния полного удовлетворения, вследствие которого появляется возможность искоренить дискомфорт, трудности и разочарования.
Мы часто считаем страдания – даже связанные с возрастом или болезнями – какой-то неудачей или провалом. Но это нерационально, поскольку называя страдания неудачами, мы начинаем испытывать иллюзию, будто их можно полностью избежать. Нам не хочется соглашаться с тем, что не все подвластно нашему контролю. Однако это факт.
Дети должны ясно понимать, что жизнь состоит и всегда будет состоять из взлетов и падений. И так же, как мы умеем радоваться хорошему, мы должны учиться принимать плохое.
Хорошее воспитание должно давать детям возможности научиться справляться со своими эмоциями и обретать понимание себя как существа социального. То есть, чтобы стать успешными взрослыми, дети должны научиться не только заботиться о себе и ближних, но и научиться тому, как и когда просить помощи у других людей.
Умение использовать сочувствие к самому себе в качестве подспорья в жизни
Исследователи считают, что ключ к счастливой и успешной жизни – это гибкость и жизнестойкость, то есть способность быстро восстанавливать душевные силы перед лицом трудностей. А необходимым условием при этом является самосострадание.
Родители могут учить детей и подростков способам сочувственного отношения к самим себе, в первую очередь помогая им осознавать собственные чувства и реакции. Для этого важно слушать детей с сопереживанием и помогать им находить слова для выражения своих эмоций: «Похоже, ты раздражен. Это заставляет тебя испытывать гнев, злит тебя?» Выражения сочувствия также полезны: «Это так трудно! Просто ужасно!».
Родителям важно уточнять, что эти переживания универсальны, свойственны всем, и говорить, например, следующее: «Когда ты не получаешь желаемого, чувствовать себя расстроенным и разочарованным вполне нормально», «Человеку свойственно иногда испытывать ревность, зависть, обиду».
Наконец, родители могут обсуждать с детьми действия, которые помогут им почувствовать себя лучше прямо сейчас (объятия, прогулка, сон) и в долгосрочной перспективе (перспективное планирование, обучение терпению, умению делиться).
Оценивайте поведение, а не самого ребенка
Наиболее важная задача родителей – чтобы ребенок почувствовал себя внутренне достойным независимо от его достижений или неудач. Родителям важно полностью принимать своего ребенка таким, какой он есть (а не таким, каким они хотят его видеть). Следует помочь ребенку обрести четкое видение самого себя. С этой целью нужно честно критиковать его поведение, но не характер. Так ребенок не будет связывать свои поступки или достижения с собственной ценностью.
Например, если сказать: «То, что ты сделал, обидело меня», это оставит место для улучшения, исправления и вызовет менее защитную реакцию, чем фраза «Ты бестактен и невежлив». Точно так же лучше сказать «Это была толковая идея», чем «Ты гениален». Так ребенок не почувствует, что он разрушает мнение родителей о себе, совершив какую-либо неизбежную глупость.
Формируйте будущее поведение вместо того, чтобы наказывать ребенка за прошлое поведение
То, как родители реагируют на неудачи и успехи ребенка, влияет на формирование его внутреннего образа самого себя, который он затем начнет воспроизводить. Экстремальные наказания, такие как шлепки или запрет на выход из дома в течение шести месяцев, учат детей тому, что когда они поступают неправильно, то должны относиться к себе жестко. Такие наказания не дают советов о том, как поступать в следующий раз при возникновении аналогичных трудностей. Дети вырастают чрезмерно самокритичными, что отбирает энергию и снижает уровень мотивации и качества их жизни.
Как альтернатива сострадательная дисциплина предлагает начать с понимания точки зрения ребенка, а затем помочь ему изменить опасное поведение. Цель состоит в том, чтобы сформировать привычки и социальные навыки, которые будут служить ребенку в долгосрочной перспективе. Например, если ребенок ранит чувства своего друга, он должен сожалеть об этом, размышлять о боли, которую причинил, и думать о том, как избежать такого поведения в будущем.
Но тогда основное внимание следует обращать на то, что лучше для всех в конкретной ситуации. Никому не станет лучше, если ребенок будет терзать себя по поводу случившегося несколько недель подряд. Всем будет лучше, если он извинится, и будет двигаться дальше.
Будьте хорошим образцом для подражания
Моделирование сочувствия к самому себе (взамен самокритики) имеет огромное значение, потому что дети анализируют и перенимают те способы, которыми родители справляются с жизненными ситуациями. Если они видят, что родители занимаются самобичеванием, для них это становится более сильным посылом, чем любые увещевания.
Не волнуйтесь, проявление сострадания по отношению к самому себе не превратит вас, как большинство людей ошибочно полагают, в ленивого и бесполезного грубияна – недотепу. Наоборот, люди, которые проявляют сочувствие по отношению к самим себе, часто имеют больше самообладания, более приветливы, лучше работают и задают более высокие стандарты, чем люди, слишком самокритичные.
Когда дети учатся сочувственно контролировать и заботиться о самих себе, они могут далеко пойти. Это помогает сохранять мотивацию и позитивное мышление, способствует социальному взаимодействию и является ключом к счастливой, здоровой и успешной жизни.
Робин Никсон