Общеизвестно, что отсутствие любознательности у детей отрицательно сказывается на их обучении. Эксперты в сфере образования все чаще говорят о том, что современной школе не хватает именно интереса и любопытства.
Почему небо не падает на землю? Почему нельзя пить морскую воду? Почему пчелы жалятся? Из чего сделана луна? Почему некоторые дети жадные? Куда девается ночь? Вот лишь малый список вопросов, интересующих детей.
Дети любознательны по своей природе. Их мозг просто создан для того, чтобы исследовать окружающий мир. Их интересует буквально все, что они видят вокруг. Каждые родители могут вспомнить непрекращающийся поток вопросов своего ребенка. И даже в эпоху Интернета родители могут ответить не на все эти вопросы.
Когда дети занимаются чем-то, что вызывает у них интерес и вдохновение, их деятельность и знания подкрепляются любопытством. И это формирует индивидуальную динамику обучения. К сожалению, такое сочетание встречается в основном за пределами школы.
Многочисленные исследования подтверждают, что большинству современных детей не нравится школьное обучение и что в школе они чаще всего испытывают скуку. Однако если создать в школе правильные условия, это может вдохновить детей наблюдать, задавать вопросы, рефлексировать и получать новые знания.
Вместе с тем дети сами часто говорят о том, что в обучении для них важно социальное окружение. Когда любознательность, деятельность и свобода действий проявляются в группе детей, они учатся, обмениваясь опытом между собой. Однако это редко встречается в современных школах.
Если создать в школах правильные условия, в процессе обучения дети могут получить свободу применять свой ум и практические навыки для получения новых знаний.
Современная школьная система практически не допускает такой свободы в процессе обучения. Правила, ограничения и стереотипы, которые в большом количестве присутствуют в современной школе, убивают страсть к новым знаниям и у детей, и у педагогов.
Современные образовательные стандарты жестко ограничивают время на изучение той или иной темы в рамках школьной программы. Таким образом, дети изучают школьные предметы без привязки к контексту, весь процесс обучения строится на инструкциях учителя, а итоговые методы контроля знаний также не учитывают связи изучаемой информации с реальной жизнью. Поэтому эксперты говорят о том, что система обучения в школе должна основываться на любознательности ребенка, а свобода действий и практическая направленность должны стать в ней главными ценностями.
Почему же любознательность так важна в процессе обучения и для учеников, и для учителей? В первую очередь, потому, что любознательность – это то, что подталкивает к развитию как каждого человека по отдельности, так и все человечество в целом. Современный подход к обучению, в центре которого – определенный объем знаний, которым должен овладеть ребенок в процессе обучения, не дает возможности родителям помочь ребенку максимально развить свой потенциал. Процесс обучения, в котором любознательность детей берется во внимание, побуждает их стремиться к знаниям, а не удаляться от них.
В связи с этим стоит вспомнить, что само слово «школа» появилось в Древней Греции. Изначально оно означало свободное время и досуг, и лишь со временем стало означать обучение в классе.
Любознательность подразумевает, что у ребенка есть достаточно свободного времени для того, чтобы исследовать окружающий мир, задавать вопросы и получать новые знания с помощью игровой деятельности. Если ребенку дать возможность получать новые знания в практической деятельности и свободу действий, процесс обучения становится динамическим. Это гораздо эффективнее, чем пассивное получение информации.
Возможно, современным школам следует пересмотреть свои принципы и вспомнить, что представляла собой школа в своем первоначальном виде. Создавая правильные условия для обучения, школы могут обеспечить ребенку свободную и неспешную атмосферу, в которой ребенок будет проявлять любознательность. Это поможет ему сохранять интерес к новым знаниям на протяжении всей жизни.