Как интерпретировать рисунки детей – Развитие ребенка

С того момента когда ребенок начинает держать в руке карандаш и водить им по бумаге, рисование становится отличным способом передачи его мыслей и, соответственно, лучшего их понимания. Когда дети подрастают, интерпретировать их рисунки становится проще, и нам предоставляется возможность почерпнуть удивительное количество информации из их творений. Понимание детских рисунков является отличным инструментом для родителей на каждом этапе развития малышей.

Развитие у детей навыков рисования

Существуют три стадии развития детского рисунка: каракули, стадия предсхематических изображений и стадия схематических изображений. Вот чего стоит ожидать от рисунков на каждой из этих стадий.

  • 1. Каракули. На данном этапе в рисунках детей еще нет реализма, они больше напоминают штрихи на листе бумаги. Может показаться, что такие творения лишены смысла, но иногда дети создают то, что называется «случайным реализмом». Это означает, что когда рисунок будет готов, вы сможете разглядеть те или иные формы или предметы в том, что на первый взгляд казалось вам простыми каракулями.
  • 2. Предсхематические изображения. На данном этапе дети пытаются рисовать то, что видят своими глазами. Они могут изображать простые предметы и формы: лица, человечков, машины, домашних животных, деревья и дома. Обычно эти рисунки не содержат по-настоящему реалистичных элементов. На конечном этапе данной стадии дети начинают добавлять в рисунки конкретные детали, которые отражают их идеи, например, цветы перед домом или одежду на человечках.
  • 3. Схематические рисунки. На этом этапе в рисунках появляется много деталей, дети начинают использовать слова и символы. Например, они могут изображать птиц символом «V». Малыши рисуют настолько реалистично, насколько позволяют их навыки, при этом рисунки отражают их точку зрения или перспективу. Детские творения на этом этапе способны иллюстрировать целые истории.

Как анализировать рисунки детей?

В большинстве случаев родители хотят видеть в рисунках ребенка смысл. Но иногда рисунки – это просто рисунки, не более чем забавное времяпрепровождение, отраженное на листе бумаги. Однако в некоторых случаях при анализе детских рисунков родителям могут открыться более глубокий смысл, мысли и чувства, которые дети вкладывают в свои картины. Очень важно стараться излишне не вчитываться в рисунок и позволить ребенку самому сказать вам, какой смысл он вложил в свое творение. Задавайте малышу такие вопросы, как «Что делают люди на твое картине?». Это поможет вам узнать детали рисунка, которые до этого момента оставались сокрытыми для вас.

Общие закономерности

Но можно и самостоятельно анализировать детские творения и искать в них скрытый смысл.

  • Пол и цветовые предпочтения. Темные цвета, как правило, выбирают дети требовательные, стремящиеся к доминированию. Девочки обычно любят теплые тона, в то время как мальчики предпочитают холодные. Зеленый цвет означает, что у ребенка есть хорошие творческие способности, желтый символизирует счастье, а красный – цвет взволнованности, возбуждения, его любят использовать большинство детей.
  • Положение рисунка на странице также имеет значение. Левостороннее размещение рисунка ассоциируется с прошлым, а рисунок, расположенный справа, говорит об интересе ребенка к будущему и его потребности в общении. Рисунки, которые находятся в нижней части страницы, часто означают неуверенность или чувство неполноценности.
  • Важен также размер нарисованных фигур. Дети, которые рисуют предметы большого размера, как правило, являются доминирующими личностями. Слишком большие и поднятые вверх руки могут означать агрессивность ребенка, а маленькие или спрятанные за спину – неуверенность; маленькие ноги могут быть также признаком неуверенности малыша, потери равновесия, поскольку ноги символизируют опору.

Примечание: имейте в виду, что все представленные выше наблюдения, касающиеся детского творчества, очень обобщенные и могут не иметь ничего общего с рисунками конкретно вашего ребенка. Интерпретировать детские рисунки всегда лучше вместе с самим малышом, который сможет рассказать вам, какой смысл он вложил в свое творение. Для этого нужно всего лишь спросить о том, что он сам думает о своем рисунке.

Вот некоторые примеры того, что могут рисовать дети и как вам следует понимать их рисунки:

  • Фигурки людей. Ребенок часто рисует членов семьи в определенном порядке, при этом себя он может расположить рядом с человеком, с которым у него в семье наиболее близкие отношения. Ребенок также может придавать членам семьи разные выражения лиц, которые показывают, в каком настроении находится тот или иной человек большую часть времени. Размер фигуры определяет то, насколько важен ребенку данный член семьи: чем больше человек, тем больше он может значить для ребенка или сильнее доминировать в его жизни.
  • Подробные рисунки. Чем больше деталей ребенок вкладывает в изображения окружающих его людей, тем больше он видит их индивидуальность. Например, рисунок брата в очках или сестры в красивом платье говорит о том, какими малыш видит их ежедневно. Расположение членов семьи на картине также может свидетельствовать о степени их близости: если семья сплоченная и счастливая, ребенок отобразит это, сгруппировав семью на своем рисунке.
  • Копание ямы. Ребенок, который недавно пережил смерть близкого человека, может рисовать ямы в земле, в том числе рыть или закапывать их на рисунке. Расположение членов семьи вокруг ямы свидетельствует о том, с кем в семье у малыша наиболее близкие отношения, или о том, как семья переживает потерю. Ребенок, который рисует только себя, может испытывать чувство одиночества.

Какие эмоции ребенка можно определить с помощью рисунка?

Многие эмоции малыша можно определить, проанализировав его рисунки. Однако не слишком увлекайтесь поиском смысла его творений, пока он сам не объяснит вам, что он в них вложил. Тем не менее исследователи обнаружили, что некоторые детали рисунка могут рассказать о том, что ребенок чувствует. Вот несколько примеров:

  • Импульсивный ребенок: большие фигуры, отсутствие шеи, асимметрия конечностей.
  • Тревожный ребенок: тучи, дождь, летящие птицы, отсутствие у персонажей глаз.
  • Застенчивый ребенок: низкие фигуры, отсутствие носа или рта, крошечные фигурки с прижатыми к телу руками.
  • Рассерженный ребенок: большие зубы и длинные, большие руки, неодинаковое направление глазных зрачков (косоглазие).
  • Ребенок, не чувствующий себя в безопасности: чудовища, крошечные головы, отсутствие рук, наклоненные фигуры.
.