Интеллектуальный буллинг – двусторонний вред – Развитие ребенка

Когда мы говорим об издевательствах детей друг над другом, то, скорее всего, представляем себе либо уязвимого ребенка, которого насмешки доводят до слез, либо подростка, который подвергается какому-либо физическому насилию сверстников. Но существует и другой способ унижения или даже травли невинного ребенка – нарочитое проявление сверстником своего интеллектуального превосходства над ним.

Такой форме издевательства, более коварной и часто саркастической, к сожалению, уделяют меньше внимания по сравнению с другими более известными формами. Чтобы понять происхождение интеллектуального буллинга, предлагаем рассмотреть то, как устроен наш социум.

Люди в обществе состоят в «интеллектуальной иерархии», которая определяется оценками в школе и университете. Возникает проблемная ситуация, когда людям, находящимся на вершине иерархии, (неправомерно) разрешается унижать тех, кто находится на ее нижних ступенях. Эта конструкция создает предпосылки для интеллектуального буллинга, эмоционального и психологического притеснения одного человека другим на основе его интеллектуальных способностей. Интеллектуальные издевательства ничем не отличаются от физических, поскольку могут привести к разрушительному долгосрочному влиянию на чувство собственного достоинства человека.

Какое же определение можно дать тем, кто занимается интеллектуальным буллингом, который, в свою очередь, становится все более распространенным?

Под интеллектуальными хулиганами подразумевают людей, которые действительно умнее (имеют более высокий IQ), обладают большим количеством знаний в определенной области и в целом считают себя в праве быть пренебрежительными, непочтительными и недоброжелательными, наносить эмоциональные оскорбления, зло шутить и т. д. И, что любопытно, мы возвеличиваем таких людей в телевизионных шоу и не рассматриваем их поведение как форму издевательства. Другими словами, по отношению к интеллектуальным хулиганам мы проявляем бо́льшую терпимость, чем к физическим.

Интеллектуальный хулиган является специалистом в вопросе снисходительности. Его оружие – высокомерные комментарии в адрес жертвы. Он убежден, что он умнее конкурентов. Он любит заставлять других чувствовать себя неполноценными.

Интеллектуальным буллингом занимается очень умный человек, который использует свой интеллект в недоброжелательной высокомерной манере.

Психологи обнаружили, что одним из способов поощрения их талантливых клиентов за их достижения в детстве была возможность высмеивать или унижать тех, кто проявлял неполноценность в процессе учебы. Такое интеллектуальное тщеславие и запугивание едва ли сделали их популярными. Но они помогли им скрыть собственную неуверенность в себе, связанную с теми сферами, в которых они были обделены по сравнению со своими сверстниками. Например, они были физически слабыми, и осознание того, что они уступают в спорте своим одногодкам, было для них мучительно. Или же они происходили из материально неблагополучной семьи и носили одежду, явно отражающую их более низкий социально-экономический статус.

Из-за того что их часто высмеивали, называя «зубрилами», они нашли свой способ (или оружие), чтобы защитить свое уязвленное самолюбие. Не имея достаточно физической силы, чтобы наказать своих обидчиков, умные дети могут использовать свои интеллектуальные способности, чтобы снизить собственную неуверенность в себе и защитить свое хрупкое эго. Таким образом, им удается «перехитрить» своих противников с помощью сообразительности и словесных навыков (остроумия). С другой стороны, если бы такие дети могли найти похожих «зубрил», чтобы дружить, то эмоционального вреда можно было бы избежать.

Итак, какова максимальная опасность интеллектуального буллинга? Могут ли «умные хулиганы» нанести самим себе такой же ущерб, какой они наносят своей жертве?

В будущем такое поведение, когда интеллектуальный хулиган пытается унизить собеседника, может (неосознанно) стать для него нормой и принести вред или даже разрушить его личные и профессиональные отношения.

В свою очередь, люди, которые подверглись интеллектуальным издевательствам, зачастую не прощают такого поведения и склонны искать средства отомстить своему обидчику. Нередко жертвы интеллектуального хулигана ухитряются превратить собственного обидчика в жертву. В такой ситуации интеллектуальный хулиган со слабо развитым чувством сопереживания, полагаясь на свою одаренность, чувствует себя беспомощным, так как его интеллект не позволяет найти эффективный выход из положения.

Какова же мораль во всем этом? Все, что когда-то было допустимым для компенсации чувства собственной неполноценности, впоследствии может стать чрезвычайно опасным. Следовательно, интеллектуальным хулиганам самим необходима помощь. Им нужно не просто улучшать свои социальные навыки, но начать совершенно по-другому мыслить по отношению к тем, кто менее интеллектуально одарен, чем они.

Кроме того, эти хулиганы должны выработать в себе чувство скромности, что является для них отнюдь не простой задачей. Они не только должны прекратить связывать основную ценность человека с его интеллектом, но и начать искренне принимать как равных тех людей, чей генетически обусловленный уровень IQ не дает им «роскошь» иметь словесную хватку, присущую им.

Очень важно также, чтобы интеллектуальные хулиганы осознали, что они не заслужили своего интеллектуального превосходства. Они получили его без малейших усилий: оно было «даровано» им природой.

Большинство детей, которые занимаются интеллектуальным буллингом, склонны к самовлюбленности и нарциссизму, поэтому им потребуется помощь родителей или психолога для осуществления пересмотра собственных взглядов – они должны научиться сочувствовать, понимать и проявлять сострадание к тем, кому не повезло родиться интеллектуально одаренным ребенком.

Здесь стоит отметить, что, по иронии судьбы, те, кто осуществляет физическую травлю, изменят свой образ жизни с большей вероятностью, чем интеллектуальные хулиганы.

Задира-спортсмен начинает с мысли: «Если я смогу победить тебя в физическом состязании, тогда я буду твоим хозяином, я лучше тебя», но, в конечном итоге, он согласится с тем, что применение физической силы не является социально приемлемым. Он откажется от физического буллинга, когда поймет, что не сможет наладить с другими взрослыми хороших отношений путем запугивания.

В отличие от этого интеллектуальный хулиган начинает с идеи «Если я могу победить тебя в интеллектуальном соревновании, тогда я твой хозяин, я лучше тебя». Однако он редко узнаёт, что умственное доминирование также неприемлемо в цивилизованном обществе.

Подытоживая вышесказанное, стоит подчеркнуть, что родиться интеллектуально одаренным – это, несомненно, дар. Поэтому правильной реакцией на такую удачу является воспитание благодарной и благородной личности. Ведь, в конце концов, интеллектуальный хулиган будет намного счастливее, если сможет изменить свое поведение. Счастливее будут и его окружающие.

.