Дисциплина: система использования жетонов – Развитие ребенка

Если ребенок плохо ведет себя дома, попробуйте применить «Семейную систему жетонов» – мощный инструмент, при последовательном использовании которого большинство детей демонстрируют значительное улучшение дисциплины в течение нескольких недель. Система использования жетонов предусматривает немедленное вознаграждение за надлежащее поведение и немедленные последствия за нежелательное. Если у вас есть другие дети примерно того же возраста, что и ребенок, для которого вы используете данную систему, вовлеките и их в эту игру.

Вот как работает «Семейная система жетонов»

1. Купите в магазине для рукоделия набор пластиковых или стеклянных сердечек (звездочек, мячиков, медвежат или что-то другое, что непременно понравится ребенку), они будут служить вам в качестве жетонов.

2. Проведите семейную встречу, чтобы обсудить необходимость использования данной системы. Объясните детям, что она поможет им научиться ответственно относиться к своему поведению. Детям старшего возраста можете сказать, что эта система похожа на жизнь взрослых людей: а) взрослые зарабатывают деньги за выполненную работу; б) взрослые должны платить штраф за нарушение правил, таких как превышение скорости или несвоевременные платежи; в) взрослые тратят свои деньги на вещи, которые им необходимы, а также на некоторые вещи, которые им просто нравятся.

3. Составьте список проявлений желательного поведения, за которое дети будут зарабатывать жетоны. Начните с самого утра, а затем пройдитесь по всем обязанностям ребенка в течение дня, за исполнение которых он будет вознагражден. В этот список можно включить также ответственное отношение, самодисциплину и работу по дому.

Если вы используете эту систему для школьников, можете выдавать детям жетоны за каждый пункт, например за то, что ребенок встал вовремя, почистил зубы, вовремя собрался в школу, хорошо играл с братом или сестрой, выполнял работу по дому, такую как кормление домашних животных или вынос мусора, говорил, «пожалуйста» и «спасибо», выполнял просьбы с первого раза, добросовестно выполнял домашнее задание, вовремя готовился ко сну и вовремя ложился спать, убирал в своей комнате.

4. Согласуйте список проявлений нежелательного поведения, которое приводит к потере жетонов. Это могут быть грубость по отношению к взрослым, вызывающе или разрушительное поведение, например, истерики, крики, потасовки со сверстниками, споры со старшими, швыряние вещей, прыгание по мебели, игры во время, отведенное на сон, плохие слова, унижение других. (Некоторые более серьезные виды ослушания можно наказывать штрафами, лишающими детей игр на определенное время.)

5. Согласуйте список вознаграждений, которые дети будут зарабатывать и приобретать за жетоны. Некоторые из них можно приобрести на целый день, другие на определенный период времени (обычно на полчаса), например, просмотр телевизора, игры на улице, компьютерное время, катание на велосипеде или игра с большой игрушкой, игра с одним из родителей и т. д.

6. Установите количество жетонов за каждый выполненный пункт из списка, например:

Начисление жетонов:

Желательное поведение

Количество жетонов

Застелить постель

2

Убрать в своей комнате

2

Почистить зубы

2

Накрыть на стол

4

Своевременно подготовиться ко сну

2

Своевременно лечь спать

2

Выполнить просьбу с первого раза

1

Сказать «спасибо» и «пожалуйста»

1

Потеря жетонов:

Нежелательное поведение

Количество жетонов

Бросаться вещами

4 + штраф

Закатывать истерики

4 + штраф

Спорить со старшими

2

Перебивать старших

2

Бегать по дому

2

Вознаграждения, на которые тратятся жетоны:

Вознаграждение

Количество жетонов

Просмотр ТВ

5 за полчаса

Игра на улице

5

Катание на велосипеде

5 за день

Поход в гости к друзьям

10

Игра с родителем в шахматы

5

Потренируйтесь выдавать и отбирать жетоны перед запуском системы в действие. Эта практика должна основываться на правилах для родителей и детей, приведенных ниже:

Правила для родителей: как выдавать жетоны

  • Найдите возможность быть рядом с ребенком и прикоснуться к нему, а не делегировать жетоны на расстоянии двух комнат.
  • Посмотрите на ребенка и улыбнитесь.
  • Используйте приятный тон.
  • Убедитесь, что ребенок перед вами и смотрит на вас.
  • Хвалите ребенка: «Молодец, это замечательно. Ты действительно хорошо постарался. Это действительно помогает мне». Вознаграждая ребенка жетонами скажите: «Вот тебе два жетона за хорошую работу».
  • Опишите желательное поведение ребенка, чтобы он точно знал, за что его хвалят и вознаграждают.
  • Обнимайте ребенка время от времени или используйте другую форму положительного прикосновения.
  • Попросите ребенка признать ваше решение такими словами, как «спасибо, мама».

Правила для родителей: как отбирать жетоны

  • Найдите возможность побыть рядом с ребенком и прикоснуться к нему.
  • Посмотрите на ребенка и улыбнитесь.
  • Используйте приятный тон голоса.
  • Убедитесь, что ребенок перед вами и смотрит на вас.
  • Объясните, что он сделал не так: «Помни, что ты не должен бегать по дому, потому что это небезопасно. Ты должен научиться не кричать, чтобы мы могли спокойно радоваться нашему пребыванию дома».
  • Сочувствуйте ребенку: «Я знаю, что трудно терять жетоны, но это правило».
  • Заберите жетон.
  • Убедитесь, что ребенок относится к потере жетона надлежащим образом.
  • Иногда надлежащее отношение необходимо простимулировать. Например: «Ну что ты, улыбнись, это правильно».
  • Если потеря жетона воспринимается ребенком очень хорошо, было бы неплохо вернуть ему жетон или два.
  • Если ребенок слишком расстроен потерей жетона, не форсируйте события. Просто отмените все игры на время, чтобы он «остыл», а затем получите с него жетон.

Правила для детей: как получать жетоны

  • Во время получения жетонов нужно приветливо смотреть на родителей и улыбаться.
  • Нужно отблагодарить за жетоны словами «годится», «спасибо» или чем-то иным, не менее приятным.
  • Жетоны должны храниться в специальной коробке (жетоны, которые валяются где попало, могут затеряться).

Правила для детей: как отдавать жетоны

  • Нужно стараться не потерять доброжелательное отношение к родителям, смотреть на них, улыбаться и не хмуриться.
  • Нужно признать потерю жетона словами «ладно» или «хорошо», «я заработаю новые», продолжать приветливо смотреть на родителей и не расстраиваться.
  • Нужно отдавать жетоны родителям охотно.

Заключительные советы:

  • Прикрепите список заслуг и ослушаний, а также правила начисления жетонов в удобном месте.
  • Пусть ребенок украсит коробочку, в которой он держит свои жетоны. Банк жетонов, из которого вы выдаете их, должен находиться вне досягаемости детей.
  • Запускайте систему в действие. Вы можете изменить ее детали в любое время на совместном собрании. Иногда количество жетонов за определенное действие можно увеличить или уменьшить для достижения цели. Вы можете добавлять или удалять элементы проявлений поведения и вознаграждения из списка.
  • Примерно через шесть недель, можете попробовать отказаться от системы. Скажите: «Сегодня мы будем стараться не использовать систему жетонов. Если все будет хорошо, мы завтра продолжим в том же режиме». Если в течение недели отказ от системы оказался успешным, проведите встречу и порадуйтесь всему, что вы и ребенок получили от системы. Если ребенок не готов, продолжайте использовать систему.

Примечание: если ребенку не хватает жетонов, составьте список дополнительных обязанностей, с помощью которых он сможет заработать жетоны, чтобы продолжать использовать систему.

.