Все родители хотят, чтобы их дети имели оптимистичные взгляды на жизнь. Дети, которые склонны считать, что стакан наполовину полон, лучше справляются с жизненными проблемами и чувствуют себя счастливыми.
Есть много причин поощрять у ребенка оптимизм. Позитивный взгляд на вещи хорошо сказывается на физическом и психическом благополучии ребенка в долгосрочной перспективе. Широко известно, что оптимизм – залог долголетия. Но как ребенку привить оптимистичный взгляд на вещи? Рассмотрим несколько советов, которые помогут в этом родителям. Применяйте данные советы на практике – и от этого выиграет не только ребенок, а и вся семья.
1. Не жалуйтесь
Елена, мать двоих мальчиков, говорит: «Я ловлю себя на мысли, что очень часто по утрам, собирая сыновей в школу, произношу фразы типа: «Мы никогда не выйдем», «Мы опять опоздаем» и т. д.». Однако сосредоточение на негативных мыслях и разочарованиях – классический пример пессимизма. Чем больше вы будете вслух жаловаться на проблемы с деньгами или трудный рабочий день, тем более высока вероятность того, что ваши дети научатся поступать так же. Вместо этого постарайтесь говорить о том, что хорошего у вас случилось за день (например: «Сегодня я завершила важный проект на работе», «После работы я случайно встретила подругу, которую давно не видела»). Светлана, мать двух девятилетних близнецов, делится секретом: «Во время семейного ужина мы играем в игру. Каждый говорит, что самое лучшее и самое плохое случилось у него за день. Идея в том, чтобы сосредоточиться на позитиве. И главная часть игры: в конце мы высказываем по одному ожиданию по поводу завтрашнего дня».
2. Ожидайте от ребенка большего
Виктория пишет своим детям список дел, которые они должны выполнить в течение дня (застелить кровать, одеться, почистить зубы, убраться в комнате и т.д.) и вешает его на видном месте в детской комнате. Такая традиция в семье существует еще с тех пор, как дети ходили в детский сад. «Прежде чем идти завтракать, дети должны выполнить все дела из списка. Кроме того, что у меня таким образом освобождается много времени, это нравится самим детям. Они сами просят меня проверить, как они справились с заданиями, и гордятся, если я хвалю их за то, что они хорошо убрали в комнате», – рассказывает Виктория.
Ребенку будет трудно развить оптимизм, не имея возможности доказать свою ценность. Когда родители доверяют ему какую-либо работу по дому, он чувствует, что способен ее сделать. Поручайте ему дела, соответствующие его возрасту, потому что главная задача – создать ребенку ситуацию успеха. Например, двухлетний ребенок может собрать свои игрушки, трехлетний – складывать грязную одежду в корзину для стирки, четырехлетний – убирать посуду со стола после ужина, пятилетний – выносить мусор, а шестилетний – сортировать постиранное белье.
3. Поощряйте разумный риск
Родители всячески пытаются защитить ребенка от боли и неудач. Вы знаете, что ребенку будет обидно упасть с турника в присутствии сверстников, поэтому не допустите таких ситуаций, пока ребенок не станет достаточно ловким. Вы не отдадите ребенка в секцию хоккея, если он даже не умеет кататься на коньках. Но не стоит всегда отговаривать его от тех или иных занятий только потому, что он преуспел в них не настолько хорошо, как его сверстники. Это подрывает его уверенность в себе, делая пессимистом.
Давайте ребенку больше свободы. Разрешайте ему самому играть во дворе или ездить с классом на экскурсии. Со временем можно позволять ребенку более рискованные занятия, например, сводите его в веревочный парк. Так ребенок не будет бояться пробовать что-то новое. Достигая чего-то нового, он будет с радостью говорить вам: «Я сделал это!».
4. Подождите, прежде чем реагировать
Ольга, мать 10-летней Саши, рассказывает: «Однажды я увидела, как одноклассник дразнит мою дочь и называет ее толстой. Моим первым желанием было поговорить с родителями этого ребенка. Но я вовремя остановилась. Лучше было научить дочь самой стоять за себя, поэтому мы поговорили о том, что она может сказать в ответ в следующий раз. В следующий раз Саша ответила однокласснику: «Во-первых, я не толстая. Во-вторых, говорить такое – не по-дружески». Одноклассник извинился за свои слова, а моя дочь почувствовала себя гораздо увереннее».
Трудно сдерживать свои первые импульсы, но, если вы это сделаете, это принесет ребенку большую пользу. Когда ребенок пытается правильно выговорить новое слово или найти недостающий пазл, вы, вероятно, захотите вмешаться и помочь. Но лучше дать время ребенку, чтобы он сам довел начатое до конца. Это даст ему чувство удовлетворения от выполненного дела и сформирует у него оптимистичные взгляды на мир. Ребенок будет уверен в своих силах.
5. Не избегайте трудностей
Когда дети сталкиваются с трудностями, они часто испытывают разочарование. Например, когда ребенку тяжело выполнить домашнее задание, он может воскликнуть: «Я ничего не понимаю в математике!». К сожалению, одной неудачи в чем-то для ребенка достаточно для того, чтобы у него появились отрицательные установки: «Я глупый!», «Я плохо играю в футбол!», «Я не умею рисовать!».
Чтобы не допустить у ребенка таких негативных установок, постарайтесь изменить его точку зрения. Направьте мысли ребенка в более позитивное русло, например: «Трудно сразу научиться хорошо играть в футбол» или «Я знаю, ты пока еще не можешь решить этот пример, но ты научишься». Дайте понять ребенку, что не он один сталкивается с подобными проблемами: «Многие твои одноклассники тоже не могут сразу решать примеры, и тоже расстраиваются из-за этого» или «В школе мне тоже плохо давалась математика».
Поддержите ребенка, вспомнив случай, когда он смог преодолеть трудности: «Помнишь, когда-то ты не мог читать, и тебе потребовалось много усилий, чтобы научиться? Со временем ты научишься и решать примеры».
6. Позвольте ребенку быть самим собой
Анна, мать 8-летнего Максима, рассказывает: «Год назад мы переехали в другой город, и сыну было трудно найти себе друзей на новом месте. У меня был соблазн сказать ему: «У тебя ведь раньше было много друзей. Подожди немного: когда дети узнают, какой ты молодец, у тебя и здесь появятся друзья». Однако потом я подумала, что не стоит давать ребенку ложную надежду».
К сожалению, уверения ребенка в том, что у него все получится, часто имеют противоположный эффект. Оптимизм требует от человека более реалистичного мышления: ребенок должен быть готов к тому, с чем он сталкивается.
В конце концов Анна поговорила с Максимом о том, что найти себе новых друзей бывает непросто, для этого может потребоваться некоторое время. После этого мальчик перестал жаловаться и стал прилагать усилия, чтобы найти друзей. Он попросил разрешения кататься на велосипеде по окрестностям, где он мог встретить других детей, а также стал ходить на игровую площадку. Через пару недель у него появились новые друзья. «Максим вдруг сам понял, что все будет в порядке, – говорит Анна. – Мне и самой можно поучиться у него оптимизму».